«Шаги на снегу» (В память о З.П.Тютиной)

«Шаги на снегу» (В память о З.П.Тютиной)

Когда я пришла работать в колледж искусств, мне дали вести предмет «Зарубежную музыкальную литературу».  Однажды на уроке мы слушали прелюдию К.Дебюсси «Шаги на снегу» и я предложила поделиться ассоциациями, которые вызвала услышанная музыка. Мнения были разные, но вместе мы пришли к выводу, что каждый человек или какое-либо событие в жизни оставляет в памяти людей неизгладимый след, подобно шагам на снегу.

В моих воспоминаниях такой след оставила встреча в 1997 году с педагогом колледжа  З.П.Тютиной. Зинаида Павловна Тютина относилась к тем людям, которые всю жизнь были преданы своему любимому делу. В своей педагогической работе она старалась зажечь искры творчества, воспитать честность и порядочность в людях, научить высокому профессионализму. Она стала свидетельницей всех этапов становления и развития творческого коллектива музыкального училища, а ныне колледжа искусств, отдав любимой работе сорок пять лет своей жизни.                 

Путь к реализации своего призвания педагога-музыканта и общественного деятеля города Хабаровска был нелегким и тернистым. Много испытаний пришлось преодолеть, прежде чем пришло признание и уважение со стороны коллег и общественности.  Но на жизненном пути Зинаиды Павловны встречалось много интересных и творческих людей, которые оставили неизгладимый след в её воспоминаниях и во многом определили  профессиональный выбор и направление творчества.

З.П.Тютина родилась 23 сентября 1923 года в г.Тактоброт Арыкбалыкского района Акмалинской области в Казахстане.

Отец, Павел Федорович Тютин, был сельским врачом, знал многие среднеазиатские языки. Мать была домохозяйкой, воспитывала восьмерых детей. Несмотря на то, что в семье не было профессиональных музыкантов, в доме всегда звучала музыка. Встречи друзей и родственников всегда заканчивались пением народных песен и романсов, игрой на музыкальных инструментах и танцами. «Большинство в нашей родне – педагоги или медики. Это наша семейная дорожка» - вспоминала Зинаида Павловна.

Когда пришло время детям идти в школу, семья переехала в г. Бердск, недалеко от Новосибирска, где прошли школьные годы З.П.Тютиной.

В то время активно развивалась художественная самодеятельность, и занятия искусством были обязательными в каждой школе. Культурная жизнь школы была разносторонней: работали драматический, балетный, хоровой и вокальный кружки.

«Как и многие ученики школы, я, конечно, пела в хоре» - рассказывала  З.П.Тютина. «Первым учителем по вокалу стала Августа Александровна Осокина. Она преподавала математику и была страстным любителем музыки. Ее муж работал артистом хора при Новосибирском радиокомитете. Под руководством Куценко, преподавателя драматического кружка, ставились очень интересные спектакли, в которых все принимали активное участие. Одним словом, мы варились в этом котле искусства».

Выпускной вечер после окончания десятого класса был 21 июня 1941 году, а 22 июня началась война. Одноклассники З.П.Тютиной, кому исполнилось восемнадцать лет, ушли добровольцами на фронт. Ее не взяли, так как ей еще было семнадцать. По призыву молодежи целую группу десятиклассников-выпускников направили работать в деревни и села Кемеровской области, чтобы заменить мужчин-преподавателей, ушедших на фронт.

З.П.Тютина поехала в п. Лыс Кузедеевского района Кемеровской области преподавать математику. Детей в школе было мало, поэтому на одном уроке сидели одновременно ученики с первого по четвертый класс или с пятого по седьмой. Каждому ученику приходилось давать персональное задание. Здесь, в сельской школе, проработав два года, З.П.Тютина сделала первые неопытные шаги в своей педагогической деятельности.

В 1943 году возникло желание продолжить свое образование. Выбор пал на Геодезический институт. З.П.Тютина написала заявление, получила вызов и вернулась в Новосибирск. Учиться было тяжело, жить приходилось впроголодь, так как стипендии хватало в лучшем случае на неделю. В городе свирепствовал сыпной тиф. Проучившись один год, З.П.Тютина заболела и два месяца провела в больнице. После выздоровления вернуться в институт она уже не смогла.

В 1944 году по направлению из райкома комсомола З.П.Тютина едет массовиком на торфоразработки под Новосибирск. Основной задачей культмассовых работников того времени была не только организация досуга молодежи, но и поддержание морального духа людей в условиях тяжелого военного времени. Здесь З.П.Тютиной пригодились уроки вокала А.А.Осокиной и навыки драматической артистки, полученные в школе. Она с удовольствием пела во всех концертах, организованных для рабочих.

Через год З.П.Тютина снова вернулась в Бердск. Ее взяли учительницей начальных классов и старшей пионервожатой в родную школу. Зинаида Павловна не только учила детей, но и часто выступала на сцене в качестве солистки. За активное участие в концертах она была награждена дорогим по тем временам подарком – крепдешиновым платьем, чтоб выступать на сцене в приличном виде, ведь концертного наряда у Зинаиды Павловны тогда не было.

Новость о победе, в 1945 году, была воспринята с огромной радостью. Наконец-то теперь модно реализовать все свои мечты, повернуть жизнь по-новому. З.П.Тютина уже давно мечтала заняться музыкой профессионально. Узнав, что в Новосибирске открывается театр оперы и балета, она, в 1946 году, незамедлительно отправляется туда.

Открытие театра было сложным делом. Необходимо было набрать штат актеров. Их присылали из Москвы и Ленинграда. Для подготовки кадров была создана студия, в которой любой желающий мог научиться петь или играть на фортепиано. «Мы все пели в хоре и принимали участие в спектаклях. На сцене театра ставились классические и современные спектакли. Одними из первых прозвучали оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И.Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Чио-Чио-сан» Д.Пуччини, «Кармен» Ж.Бизе. Позже зрители познакомились с современными произведениями, среди которых были «Севастопольцы» М.Коваля и «Великая дружба» В. Мурадели. Участие в оперных спектаклях было великим праздником для меня» - вспоминала З.П.Тютина. Она навсегда влюбилась в оперу и сохранила любовь к этому жанру на всю жизнь.

В октябре 1947 года З.П.Тютина решает продолжить профессиональное обучение музыке. Выбор пал на Кишинев, где жила ее подруга, которая уехала туда на восстановление города после войны и осталась работать учителем.

Первым решением было поступление на вокальное отделение. После общения с опытными преподавателями, которые порекомендовали учиться на дирижерском отделении, З.П.Тютина согласилась изменить свой выбор. Поступление в консерваторию без хорошей начальной подготовки было нелегкой задачей, поэтому за один год пришлось закончить два курса музыкального училища и только в 1948 году поступить в консерваторию. Курс дирижеров состоял из пяти человек: Акимов Володя, Тамара Мицул, Рая Раппопорт, Миша Цуркан и Зинаида Тютина.

Первые два года преподавателем по специальности был Лихницкий, который ездил из Киева в Кишинев давать уроки по дирижированию. На третьем курсе З.П.Тютина попала к очень строгому, требовательному и опытному педагогу Б.О.Напудину. Он был главным дирижером оперной студии при Ленинградской консерватории. В Кишинев его отправили на два года для поправки здоровья. В Кишиневской консерватории Напудин организовал оперную студию. Благодаря ему силами студентов ставились оперы, в которых неизменной участницей была З.П.Тютина.

Через два года Б.О.Напудин вернулся в Ленинград и его студентов отдали молодому педагогу, приехавшей из Москвы после окончания Института имени Гнесиных.

Путь к овладению профессией дирижера был трудным и тернистым. Недостаток начального музыкального образования сказывался на учебе. Теоретические предметы (сольфеджио, гармония, анализ) давались с трудом. Приходилось многого добиваться самостоятельно: читать, слушать музыку, анализировать ее, стараясь не отстать от сокурсников.

На госэкзамен, кроме дирижирования, нужно было представить теоретическую дипломную работу. Темой для диплома стало творчество известного в Молдавии композитора Гурова. Для написания работы З.П.Тютина часто общалась с самим композитором, раскрывая творческий замысел анализируемых произведений. На госэкзамене в комиссии присутствовал сам композитор, защита диплома ему понравилась.

После окончания консерватории, в 1953 году, перед молодыми специалистами была вся страна. На выбор З.П.Тютиной повлиял руководитель хоровой капеллы «Дойна», который вернулся после гастрольной поездки по Дальнему Востоку. Он много интересного рассказывал о Хабаровске, его истории и достопримечательностях. Романтика Дальнего Востока привлекала многих людей того времени. З.П.Тютина написала письмо в музыкальное училище и, получив ответ и деньги на дорогу, отправилась в дальний путь. Две недели молодой специалист ехала от Кишинева до Хабаровска на багажной полке в поезде, из вещей – маленький чемоданчик и узелок с постелью.

В Хабаровск З.П.Тютина прибыла в августе 1953 года и с этого времени начался хабаровский период ее  творческой биографии.

 «На вокзале меня уже ждал «допотопный» грузовик,– вспоминала Зинаида Павловна, – на котором я совершила первую экскурсию по дальневосточной столице. Особенно понравились железнодорожный вокзал, Комсомольская площадь и набережная».

Музыкальное училище в 1953 году располагалось в ТЮЗе. Днем в помещении театра проходили занятия, а вечером устраивались спектакли и концерты. В 1954 году музучилище переехало в отдельное здание на улице Волочаевской.

Коллектив педагогов в 1950-е годы был немногочисленным и находился в стадии формирования после тяжелых военных лет. Во главе учебного заведения был В.Т.Никифоров, который в 1953 году сменил на этом посту П.А.Мирского, уехавшего в Москву.                               

Должность заведующего хоровым отделением занимал Павел Николаевич Штегман, приехавший из Москвы.

Он стал профессиональным наставником З.П.Тютиной.

В период 1950-х годов к коллективу присоединились преподаватели: А.М.Айзенштадт, И.П.Киселева (Соболевская) и В.Н.Рожковский (теоретики); Н.В.Милованова, И.А.Шепеленко, А.С.Гусева, М.М.Мачнев (фортепиано), Д.И. Пономарев (скрипка), Ю.Я.Владимиров (композитор), Л.С.Скрипкова (методика) и другие. К концу 50-х годов штат работников был сформирован преимущественно из молодых и энергичных педагогов.

Культурная жизнь музыкального училища кипела. Педагогами постоянно устраивались открытые академические концерты дирижерско-хорового отделения, публичные выступления хоровых коллективов. Часто сами педагоги были главными участниками концертов. Особо славилось трио педагогов З.П.Тютиной, П.Н.Штегмана и А.М.Айзештадта. С 1960-х годов в музыкальном училище действовало несколько хоровых коллективов. В.Г.Чернин, выпускних ДХО Одесской консерватории, создал самодеятельный молодежный хор. Женским хором руководила Г.М.Журавлева. С большим хором училища стала работать Н.И.Лычева. Вокальный ансамбль «Северянка» был организован А.В.Ушаковой из студентов отделения народов Севера. Долгие годы она сотрудничала с дальневосточным композитором Н.Менцером, который писал музыку для хорового коллектива.

Культурно-просветительская работа не ограничивалась публичными хоровыми концертами. Помощь самодеятельным коллективам, действовавшим в Хабаровске, была обязательной для педагогов-хоровиков. При Доме культуры завод «Энергомаш» в 1960-е годы действовала оперная студия, в которой хормейстером и музыкальным руководителем стала З.П.Тютина. Опыт прошлых лет пригодился ей и в этой работе.

Первым спектаклем, исполненным самодеятельными артистами, стала опера «Евгений Онегин» П.Чайковского в сопровождении Дальневосточного симфонического оркестра под управлением Ю.И.Николаевского. В одной из постановок партию Гремина спел Б.Штоколов. В остальных ролях пели О.Красик (Татьяна), В.Искорнева (Ольга), Я.Мерович (Ленский), Н.Кадников (Онегин). Этот спектакль был наиболее ярким явлением в концертно-исполнительской практике З.П.Тютиной. Позже была поставлена опера С.Рахманинова «Алеко» (1966).     

Через год зрители увидели «Молодую гвардию» Ю.Мейтуса (1967), которая была исполнена к 50-летию Советской власти и 25-летию основания подпольной комсомольской организации     «Молодая гвардия». Обе постановки были организованы на хорошем для самодеятельного коллектива уровне, звучали в сопровождении Дальневосточного симфонического оркестра (дирижеры: Ю.И.Николаевский – 1966 год и Б.Бабенко – 1967 год). О высоком уровне исполнения говорит и тот факт, что на Всесоюзном конкурсе самодеятельных театральных коллективов оперная студия заняла второе место.

Организация такого грандиозного проекта, как постановка оперы, была трудоемким делом. З.П.Тютина не жалела на это ни времени, ни себя. Порой исполнителей на различные роли приходилось искать по всему городу в различных самодеятельных коллективах, агитировать, убеждать, а иногда даже самой ездить по вечерам за ними, чтобы собрать всех на репетиции после работы. Героями «Молодой гвардии» стали инженеры завода, мастер, кондитер, токарь. Других героев спектакля играли воспитатель, фельдшер, экономист, маляр, слесари.      

Многие участники оперной студии сохранили дружбу с З.П.Тютиной на многие годы. Для некоторых из них музыка стала профессией, для других – увлечением на всю жизнь. Так, С.Ардынец и В.Гончаренко позже поступили в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Я.Мерович, инженер завода «Энергомаш», после распада студии продолжал сотрудничать с З.П.Тютиной и был неизменным участником оперных постановок 1970-80-х годов. 

Несмотря на то, что, с одной стороны, музыкальная общественность хвалила подобные проекты, с другой стороны, пресса критиковала недостаточно высокий уровень постановки спектаклей, с позиций нашего времени, когда культура испытывает глубокий кризис, исполнение оперы силами непрофессиональных артистов было большим подвигом для того времени. Тем более, что такая работа не оплачивалась и велась на общественных началах.

К началу 1970-х годов оперная студия прекратила свое существование, но любовь к оперным постановкам у З.П,Тютиной не угасла. Возникла идея поставить оперу силами студентов и педагогов музыкального училища. Работа отдельными сценами всегда велась у студентов-хоровиков, но организовать целый спектакль не думал никто. Решили поставить «Снегурочку» Н.Римского-Корсакова. Планы были грандиозные, хотелось сделать все на высшем уровне. Репетировали в ТЮЗе с симфоническим оркестром. Однако в самый разгар работы над спектаклем уехал дирижер оркестра. Но З.П.Тютина и Н.И.Лычева, в чьих руках была организация исполнения, были не из тех людей, которые так просто сдаются. Они сделали все, чтобы опера прозвучала, пускай не на сцене ТЮЗа, пускай не под симфонический оркестр… Премьера состоялась в зале музыкального училища в сопровождении фортепиано. Успех был огромным, в зале – полный аншлаг. Главные роли в спектакле исполнили преподаватели В.Н.Рубан (Снегурочка), Я.Клепалова (Купава), Н.М.Петров, Л.С.Скрипкова, а также студенты училища.

Всего в течение последующих лет было поставлено тринадцать опер, среди которых: «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, «Иоланта» и «Мазепа» П.Чайковского, «Алеко» С.Рахманинова, «Лакме» Л.Делиба, «Сельская честь» П.Масканьи, «Аида» Дж. Верди. Некоторые спектакли звучали не один раз.

В исполнении принимали участие педагоги, учащиеся и выпускники вокального и дирижерско-хорового отделений. Иногда приходилось приглашать и других артистов. Для оперы «Лакме» не было певицы с колоратурным сопрано. Ей стала выпускница ДВПИИ, которая каждую неделю ездила на репетиции из Владивостока. Неизменным героем спектаклей был тенор Я.Мерович, инженер завода «Энергомаш», блетящий исполнитель партий Андрея («Мазепа»), Радамеса («Аида») и Молодого цыгана («Алеко»).

В 1985 году я училась в училище  и помню ту творческую атмосферу вдохновения  и волнения, которая царила в процессе подготовки спектакля «Аида». В день премьеры в зале был полный аншлаг. Это событие осталось в моих воспоминаниях на всю жизнь.

В работе над спектаклями участвовали все педагоги и студенты ДХО. Хоровыми сценами руководила Н.И.Лычева. З.П.Тютина отвечала за сцены с солистами. При постановке оперы «Аида» Д. Верди решили ставить оперу не целиком, пришлось делать монтаж спектакля, сохранив сюжетную линию. Эту работу взяла на себя З.П.Тютина. После премьеры в музыкальном училище «Аида» показывалась и по телевидению. Все постановки опер без исключений пользовались огромным успехом, проходили при переполненном зале. Для студентов-вокалистов участие в спектакле было дипломной работой, а для других студентов стало живым общением с музыкой. К сожалению, эта традиция со временем была утрачена.

Симфонический оркестр в операх заменили концертмейстеры М.М.Мачнев, Л.Федорова, И.А.Стромилова, И.Г.Бардосов. Режиссерскую работу возглавил старейший актер ТЮЗа, заслуженный артист РСФСР П.Я.Теряев. Премьера «Аиды» имела трагический оттенок, так как незадолго до нее режиссер умер.

В 1972 году за активную творческую работу З.П.Тютина была представлена к награде. Ей была вручена медаль «За трудовую доблесть».

В 1980-90-е годы, достигнув пенсионного возраста, З.П.Тютина продолжала работать, обучать учащихся дирижированию.ю была преподавателем хоровой литературы.

В течение долгих лет (с 1954 года) первым помощником в работе с будущими дирижерами был концертмейстер М.М. Мачнев.  С 1948 года по 1952 год он был студентом Хабаровского музыкального училища, а после его окончания остался в нем работать концертмейстером и преподавателем общего фортепиано. Для Зинаиды Павловны он стал не только верным помощником в работе, но и любовью на всю жизнь.

Восемь лет с Зинаидой Павловной работала А.С.Гусева, которая старалась в работе над оперными сценами своей игрой на фортепиано заменить целый оркестр.

За время педагогической деятельности З.П.Тютиной было сделано 45 выпусков студентов-хоровиков, которые теперь работают в ведущих творческих заведениях страны. Наиболее успешными в своей профессии стали руководитель камерного хора Л.П.Гладкая, заведующая кафедрой ХД ХГИИК, кандидат педагогических наук Л.П.Русанова (Малик), хорошо известные в Хабаровске; хормейстер Свердловского оперного театра, заслуженный артист России Ю.Макаренко, а также Исакова Т.В. - руководитель женского академического хора колледжа искусств и другие.

Главной задачей в своей педагогической работе З.П.Тютина считала воспитание Человека, а потом специалиста, стараясь быть близкой по-человечески каждому ученику. Она была требовательной и строгой, доброй и отзывчивой, прямолинейной и принципиальной, когда необходимо было отстоять справедливость. Студенты ценили в ней это, тянулись к ней, стремясь поделиться горем и радостью. Они знали, что в ее лице всегда найдут сочувствие и моральную поддержку.

В сентябре 1998 года Зинаида Павловна Тютина ушла на заслуженный отдых. 14 января 2001 года ее не стало, но добрые воспоминания о ней навсегда останутся в сердцах тех людей,  которые  её помнят и любят.


Преподаватель КГБОУ СПО

«Хабаровский краевой колледж искусств»

Мартюшева  Н.В.