Когда классика становится нескучной? (М. И. Дубинина)
КОГДА КЛАССИКА СТАНОВИТСЯ НЕСКУЧНОЙ? М. И. Дубинина
Не правда ли название что-то напоминает? Оно напоминает название одной известной телепередачи на канале «Культура». Лично я не пропускаю ни одного выпуска этой передачи. Ведущая этой программы Сати Спивакова мне очень симпатична. Она является супругой нашего известного российского скрипача и дирижёра, выдающегося музыканта современности Владимира Спивакова. Сати – участница многих проектов на телевидении. Она очень активный просветитель и популяризатор классической музыки. Телепередачу, свой проект «Нескучная классика» Сати ведёт уже несколько лет. Она осуществляет свой план смело и нестандартно. В увлекательной форме она передаёт широкому кругу слушательской аудитории великий мир классической музыки. Это не просто концерты. Её проект уникален. Это и не лекции-концерты. Это встречи с интереснейшими людьми искусства. Эти встречи доступны, увлекательны и интересны каждому. Кажется, что ещё чуть-чуть, и с ними можно познакомиться, присоединиться к ним и вместе помузицировать. Благодаря телевидению, его объединяющей роли, многие люди приобщились к высокому искусству. Форма этих встреч необычна. Это интервью с выдающимися музыкантами, композиторами и артистами. Вопросы им задают, как сама Сати, так и публика в зале. В зале стоит рояль для сиюминутного исполнения каких – либо произведений пианистами, вокалистами или инструменталистами других специальностей. Временами на экране демонстрируются отрывки, иллюстрирующие тему разговора. Тон Сати – доброжелательный, спокойный, без давления на публику или телезрителей. Мы много узнаём из этой передачи. Иногда это новые малоизвестные факты. (Как в передаче «Абсолютный слух» Г. Янина, кстати). Чувствуется, что, несмотря на свою эрудицию, Сати готовится к выступлениям. Это видно. Она ведёт своё повествование не навязчиво, не назойливо. Здесь царит атмосфера толерантности и плюрализма мнений. Каждый может высказаться. Благодаря этим передачам, мы, зрители познакомились со многими классическими исполнителями. Передача классична, ведётся она не формально. Она даёт повод и к действию, и к размышлению. Она притягивает многих. Вот и на меня эта передача подействовала положительно. Меня всегда тянуло посмотреть эту передачу. Вечерами, раз в неделю, я бежала к телевизору, раньше заканчивала все свои дела и бежала. Я черпала вдохновение в этой передаче. Особенно мне понравились передачи с дирижёрами Т. Курендзисом и Ф. Мастранджело, скрипачом М. Венгеровым, солистами балета Большого театра России М. Александровой и С. Филиным, бывшим министром культуры М. Швыдким, музыковедом А. Варгафтиком. Гостями передачи были в разные годы также известные исполнители Е. Кисин, Д. Мацуев, И. Богачёва, Х. Герзмава, В. Ладюк, И. Абдразаков, оперный режиссёр Дм. Бертман. И не только музыканты и люди причастные к музыке. Были также тренер по фигурному катанию Т. Тарасова и представитель науки Т. Черниговская. Сати Спивакова говорит так о своём проекте: «Я убеждена, что тот, кто не любит классическую музыку, просто не встретил людей, которые смогли бы объяснить основы этого великолепного искусства. Не поняв азов, невозможно проникнуть вглубь. Но этими азами нужно заинтересовать. Поэтому в кадре я стараюсь избегать чрезмерно профессиональных разговоров. Для меня главное – заинтересовать зрителя». Я полностью согласна с Сати. Ну, разве после таких разговоров не захочется самому создать нечто подобное? Когда – то в детстве я пыталась создать цирк во дворе, театр во дворе. В некоторых школах создавались клубы «Что? Где? Когда?» (Этой передаче, кстати, в 2020 году исполняется 45 лет). Она любима многими поколениями. А теперь будет «доморощенный» клуб «Нескучная классика». Эта мысль возникла у меня после просмотра этого цикла в самом начале его появления. Но началось всё гораздо раньше, когда в восьмом классе общеобразовательной школы мне предложили выступить на школьном вечере с рассказом о музыке. (Так же, как мы читали доклады по истории, географии и т. д.). Я вспомнила свои конспекты по музыкальной литературе, которые мы писали в музыкальной школе, и выступление у меня получилось неплохое. Всему классу понравилось. Своё устное выступление я сопровождала музыкальным исполнением, иллюстрирующим сказанное. Я категорически не согласна с теми людьми, которые говорят, что, мол, хорошая классическая музыка не нуждается в объяснениях, что, дескать, она доходит до людей сама. В том-то и дело, что не доходит. Когда я училась уже в училище, многие мои сверстники, не занимавшиеся музыкой, узнав, что я учусь на «классического музыканта» (а тогда образование было только классическим) говорили мне прямо в лоб: «И вы проходите всю эту гадость?!». Они имели в виду, классику. Я тогда промолчала, но было обидно. Почему так? Именно тогда я поняла, что надо учить людей слушать классическую музыку. Я устраивала концерты классической музыки. Это было для меня и обыгрыванием студенческих программ, и пропагандой классической музыки. Я выступала в общеобразовательных школах, ПТУ, институтах. Сначала я договаривалась сама о проведении этих лекций. А потом, в 80-е годы стала работать нештатным лектором «Хорового общества» и общества «Знание». Даже ездила по краю по линии этих обществ. Темы этих лекций готовились в духе и в формате того времени. Кроме чисто музыкально-фортепианных тем, таких как «Жанры в музыке», «Романтизм в музыке», «Классики – юношеству», надо было ещё готовить темы, посвящённые революционным праздникам и партийно-политическим праздникам: «Музыка, рождённая революцией», «Героика в музыке Бетховена», «Ленин и музыка», «Любимые песни комсомола», «Шесть орденов комсомола», «Песни Гражданской войны», «Песни военных лет». К сожалению, эти организации были ликвидированы к началу 90-х годов. Восстановить эту систему сложно, я знаю, поэтому даже не берусь за это. Но частично это возродить, я думаю, можно. А, может быть, и создать что-то подобное, в новом формате. Чтобы оставаться в исполнительской игровой форме, я не бросила игру на фортепиано. Повторяла старые, ходовые произведения, учила новые. Выступала с ними в «музыкальном салоне» краевой библиотеки, в Дальневосточном художественном музее. Теперь моей задачей стало не столько «донесение» текста лекции до слушателей, а качество исполнения, так как я стала выступать без лекций. Подтянув себя в плане профессионализма в фортепианной игре, я со временем опять вернулась к практике вступительного слова перед началом игры. Меня с детства и юности увлекали рассказы о музыке И. Андроникова, Э. Беляевой, О. Доброхотовой, С. Виноградовой. Я старалась много читать о музыке, о её образном содержании. Я старалась докопаться, может ли музыка что-то отображать. Я хотела также донести это до слушателей. Моё искреннее желание заинтересовать публику выливалось в составленные мной лекции-концерты. Я была против «взятия» чужих лекций. Тем не менее, на первых порах я черпала материал из книг. Мне нравились статьи И. И. Соллертинского, книги Д. Б. Кабалевского, особенно такие как: «Про трёх китов и про многое другое», «Прекрасное пробуждает доброе», «Дорогие мои друзья», «Как рассказывать детям о музыке?». Кабалевский также вёл просветительские лекции о музыке по радио и по телевидению. Он также вёл уроки музыки и пения по телевидению. Недавно я услышала по телевидению на канале «Культура» потрясающие лекции-концерты американского дирижёра и композитора Л. Бернстайна.
Не так давно я услышала на «Радио России» замечательные передачи «Путешествия с Артёмом Варгафтиком». И уже несколько лет я этот цикл передач слушаю. Заслугой Варгафтика я считаю то, что он уделяет внимание малоизвестным произведениям. Большинство из них я никогда не слышала. Это классика, но классика незаслуженно забытая. Он интересно рассказывал о композиторах первой половины прошлого века. Таких как, например, Мариан Коваль, Гавриил Попов, Борис Асафьев. Эти композиторы мало известны широкому кругу. Их больше знают как общественных деятелей. А музыка их звучала и звучит чрезвычайно редко или совсем никогда не звучала и не звучит. Мне было очень интересно услышать многие незаслуженно забытые произведения. Также благодаря этой передаче, я услышала незаслуженно забытый третий концерт П. Чайковского, а также его вторую симфонию. Первую симфонию Бородина я тоже никогда не слышала, а благодаря Варгафтику услышала. И ещё много всего я услышало благодаря этой передаче. Побольше бы таких энтузиастов, как Варгафтик. Ведь мы привыкли играть и слушать только то, что на слуху, то, что всегда имеется под руками. Также делают обычно и составители программ концертов. В отличие от клуба «Ретро», где я старалась рассказывать больше о музыке лёгкой, любимой многими, но не знающих о ней практически ничего, Варгафтик пропагандирует в основном классику. А о классике чуть позже.
У нас в Хабаровске тоже имеются богатые традиции лекционно-концертной работы. Такой работой занимались В. Л. Соболевский – пианист, солист краевой филармонии, Е. Ю. Соловьёва, музыковед, автор проекта вместе со своим мужем И. Г. Бардосовым, «Детская филармония». Это были грандиозные театрализованные программы на сцене концертного зала филармонии. Принимали участие в этих концертах-представлениях, как учащиеся музыкальных школ, так и студенты колледжа. И даже заезжие гастролёры. Иногда Бардосов и Соловьёва выступали с «семейными» концертами, вдвоём. Мне особенно запомнилось их выступление в музыкальном салоне с лекцией-концертом «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Соловьёва очень интересно рассказывала об этом произведении. Бардосов исполнял произведение. В «музыкальном салоне» краевой библиотеки выступали такие известные музыканты города, как А. А. Никитин, Н. А. Соломонова, солистка и ведущая краевой филармонии И. В. Никифорова. В Хабаровске были и дирижёры, которые предваряли свои концерты вступительным словом. (Е. Иоанессян, А. Шабуров). Мне запомнились также выступления дирижёров Е. Светланова и Г. Рождественского с лекциями о симфонической музыке по Центральному телевидению в 70-80 годы. Их лекции сопровождались первоклассным исполнением этих симфоний под руководством самих «лекторов». Необходимо сказать и о концертах хабаровской краевой филармонии. Они всегда отличались просветительской направленностью. Любой концерт всегда предваряется вступительным словом. Музыковеды, такие как Л. Михайленко, Т. Филобок, И. Батраченко, С. Лысенко, а также сами исполнители (В. Будников), нередко сами исполняют произведения и рассказывают о них. В хабаровской филармонии проводился цикл концертов «Шедевры-шлягеры». Автором проекта и исполнителем был В. Будников. Здесь исполнялись популярные классические произведения. Такие, как, например, «Токката и фуга ре минор» И. С. Баха, «Лунная соната» Л. Бетховена и другие. Вячеслав Львович Соболевский, пианист, солист филармонии 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годов много сил и времени отдал музыкально-просветительской работе. Он играл на фортепиано различную фортепианную музыку и очень образно и интересно об этих произведениях рассказывал. Например, он блестяще рассказывал о цикле Р. Шумана «Карнавал». А также о прелюдиях С. Рахманинова, о современной музыке. Со своими лекциями-концертами он проехал по всему Дальнему Востоку. Когда-то в краевой филармонии был проект «Музыканты играют и рассказывают». Приезжали исполнители известные, именитые. И не гнушались такой работы. Знаменитая пианистка Вера Горностаева в прошлом веке очень часто приезжала в Хабаровск на гастроли и всегда сопровождала свои выступления интересным рассказом. Беседы у рояля она проводила и по Центральному телевидению. У нас в Хабаровске она тоже выступила по хабаровскому телевидению с беседой о «Детском альбоме» П. Чайковского. Это было уже перестроечное время, и публика, состоящая из учащихся и педагогов музыкальных школ города, сидела прямо в студии. Концерт имел большой резонанс в городе. В Новосибирске, я помню, на симфонических концертах редко, кто-нибудь вёл концерт. В основном, поступали так: на сидениях в зале раскладывали программки-аннотации с описанием данных произведением. И сразу начинался концерт, без объяснений. Может, экономили на этом. А, может, не хотели лишний раз загружать слушателей ненужными объяснениями, особенно тех, кто в этом не нуждается. Дескать, люди пришли послушать музыку. А у нас всегда было так: с объяснениями.
В музыкальном салоне существовал клуб любителей музыки П. Чайковского. Руководили им музыковед, кандидат исторических наук, преподаватель Хабаровского колледжа искусств С. А. Монахова и доктор физико-математических наук М. Г. Савин, страстный любитель музыки Чайковского. Все эти лекции курировала заведующая музыкальным салоном того времени Т. А. Зюзина. Много хорошего хочется сказать об этой простой добросердечной женщине, преданной своему делу и людям. В салоне выступал и хабаровский самодеятельный композитор Борис Денович Давыдов с показом своих произведений. Историк с московским образованием, ветеран Великой Отечественной войны, участник битвы под Москвой, он блестяще читал свои лекции, как о своих произведениях, так и о классической музыке, а также и о современной музыке, в частности, о песнях. Эти лекции были очень познавательны.
Как-то я явилась инициатором возрождения в Хабаровске клуба «Ретро», существовавшего ранее. Уж очень хотелось поиграть популярную лёгкую музыку, и чтобы больше народу приходило на эти мероприятия. Лёгкая музыка была «приманкой» для большого количества слушателей, а между делом внедрялись и классические произведения, исполняемые мной на фортепиано. Задачей этого клуба было проведение в жизнь идеи о не всегда заслуженном месте музыкальных произведений в нашей жизни. Есть произведения незаслуженно забытые, а есть наоборот, непонятно почему выдвинутые. Истоки их популярности непонятны. Я разрабатывала темы таких лекций. Например, одна из лекций была посвящена теме «Что такое музыка-ретро?» Или ретро-музыка. Люди часто не понимают этих вещей. Почему, например, некоторые популярные вальсы часто называют «старинными», а вальсы Глинки или Чайковского, которые были написаны гораздо раньше, никто никогда не называет «старинными»? Что означает этот хитрый термин? Хотелось также рассказать о популярной музыке, авторы которых не всегда известны и популярны. Или, наоборот, об известных композиторах, имеющих незаслуженно забытые произведения. Был у меня и опыт проведения таких лекций-концертов в краеведческом музее им. Гродекова. Я назвала этот цикл «Старая пластинка». Такое название очень соответствовало формату работы музея. Здесь, иногда за чашкой чая или кофе, проходили задушевные беседы о старых, сегодня забытых, но любимых песнях прошлых лет, записанных на грампластинки ещё для патефонов или проигрывателей на 78 оборотов. Один из постоянных участников этих встреч принёс неизвестно откуда взятый, хорошо сохранившийся патефон, и мы часто слушали на нём старые пластинки. Внедрялись и классические произведения. Мне приходилось их исполнять на имевшимся там пианино. Первое заседание этого клуба освещалось в печати и на телевидении. Жаль только, что такие хорошие начинания не имеют продолжения.
И вот в 2014 году у меня возникла мысль о создании в колледже клуба «Нескучная классика». Это нечто среднее между телепередачей с одноимённым названием, лекциями-концертами по линии «Хорового общества» и существовавшим ранее «Научным обществом учащихся» (НОУ). Это похоже на возрождение этих старых клубов с внедрением новых форм, взятых из знаменитой телепередачи. Проект удался. А цель этих музыкальных собраний – научить широкий круг людей слушать и понимать серьёзную классическую музыку. Наши студенты и ученики КДШИ обладают богатым багажом такой музыки. Они играют музыку самую разнообразную. От старинной музыки до ультрасовременной музыки в академической манере. Почему бы не использовать этот богатый материал в воспитании трудящихся масс? И одновременно с этим студенты обкатывают свои программы, которые они готовят к экзаменам. Ловят двух зайцев и даже нескольких. А ещё они узнают много нового из этих мероприятий. Первое мероприятие на эту тему было проведено в 2015 году в Доме творческой интеллигенции и было посвящено юбилею П. И. Чайковского. Была интересная задушевная беседа, сопровождавшаяся исполнением студентами колледжа искусств и учащимися КДШИ пьес Чайковского и арий из его опер. В исполнении студентов вузов Хабаровска прозвучали романсы Чайковского. Я «осмелилась» исполнить три танца Чайковского и его пьесу «Размышление». Темами следующих заседаний, которые уже проводились в большом или малом залах колледжа искусств, а также в институте культуры, были такие: «Фортепианная миниатюра в творчестве русских и зарубежных композиторов», «Вечер свободного музицирования», «Когда классика становится нескучной?» На вечере свободного музицирования или как он ещё назывался «Что такое классика?» зрители могли принимать участие и в качестве исполнителей. Они могли также и импровизировать. Объявление о концерте было размещено в Интернете и в доме ветеранов. Благодаря объявлению на мероприятие пришло достаточно много народу. Участниками концертов были студенты колледжа и учащиеся КДШИ разных педагогов. Но особенно откликнулись на мои начинания и поддержали меня педагоги Е. Е. Фатьянова, И. Н. Петроченко и О. В. Герасименко. Это педагоги маститые с большим стажем. Их ученики – лауреаты многих конкурсов, в том числе и международных. Елена Евгеньевна Фатьянова родом из Комсомольска-на-Амуре. Она окончила ДМШ в Комсомольске у педагога О. П. Баевой. Затем она окончила Хабаровское училище искусств по классу педагога Л. Корчминской и Дальневосточный педагогический институт искусств. Долгое время Фатьянова преподавала в ДМШ Комсомольска-на Амуре, затем в ДМШ №1 г. Хабаровска. С 2013 года она работает в Хабаровском колледже искусств. Совмещает работу педагога с работой исполнителя в Хабаровской краевой филармонии. Три года она работала в качестве концертмейстера с солисткой филармонии Вероникой Касьяновой, потом три года с солистом Валерием Краюшкиным. А также она является создателем и руководителем ансамбля «Весёлый ветер» при филармонии. Она занимается методической работой, является председателем секции специального фортепиано в колледже и председателем секции фортепиано КДШИ при колледже. Она имеет также связь со всеми музыкальными школами города Хабаровска и Хабаровского края, являясь куратором многих музыкальных школ и школ искусств. Проводит мастер-классы для педагогов города и края. Выступает с докладами перед преподавателями на городской секции фортепиано. Её ученики – Плесовских Римма, Мурашкина Мона, Голубева Елизавета, Болотина Софья (учащаяся КДШИ, лауреат многих конкурсов, талантливая девочка, играющая очень сложные произведения концертного репертуара) – постоянные участники проекта «Нескучная классика». Особо хочется сказать об ученице КДШИ Соне Болотиной. Она занимается музыкой с пяти лет. В свои пятнадцать лет она достигла уже многого. Она является лауреатом таких конкурсов, как «Новые имена» и конкурса имени В. Л. Соболевского, международных конкурсов. Она несколько раз играла с Дальневосточным симфоническим оркестром. Это были концерты Мендельсона и Моцарта. Она исполняла произведения высшей сложности консерваторского уровня, такие как виртуозные пьесы Листа и Шопена. Ученики И. Н. Петроченко Тимур Рыжков, Вера Ряскина, Алиса Ильина тоже талантливые ученики, постоянно выступающие с сольными концертами. Петроченко – харизматичный музыкант. Она родилась и выросла в Казахстане. Отец был шахтёром, мать строителем. Музыкой Ирина началась заниматься с 6 лет. В посёлке Актас. С 10 лет она стала заниматься в одиннадцатилетней специальной музыкальной школе для одарённых детей. В городе Караганде. Затем она окончила Алма-Атинскую консерваторию и приехала работать в Хабаровск. В Хабаровском училище (колледже) искусств она трудится уже более 30 лет. Она работает в нескольких оркестрах Хабаровска. В симфоническом оркестре колледжа искусств, Дальневосточном симфоническом и оркестре штаба. Была на гастролях во многих странах мира, а также принимала участие с оркестром в международных фестивалях духовых оркестров «Амурские волны» в Хабаровске и «Спасская башня» в Москве. Её ученики работают по краю, а также во многих городах страны и мира. В 2020 году у Петроченко выпускается учащаяся Алиса Ильина. Она стипендиат премии губернатора Хабаровского края. Лауреат различных конкурсов: городских, краевых, международных и интернет конкурсов. На флейте играет сложные программы консерваторского уровня. (Концертмейстер М. Ф. Шальтис). Она много выступает на различных площадках города – В ДМШ, домах ветеранов и доме творческой интеллигенции. В её репертуар входят произведения как популярные, так и редко исполняемые, и даже современные, с элементами джаза.
Надо сказать, что все духовые инструменты издавна не считались сольными, А. скорее, оркестровыми, так как это инструменты одноголосные. В оркестре это неповторимые легко узнаваемые разнотембровые (каждый инструмент имеет свой неповторимый тембр) инструменты. Без них не обойтись ни в симфоническом оркестре, ни в духовом. Даже оркестр народных инструментов использует различные духовые инструменты, особенно тогда, когда необходимо передать тембры русских народных инструментов – свирелей и жалеек. Это встречается эпизодически и всё равно для этой цели используются флейты и гобои, иногда кларнеты. Они имитируют старинные инструменты. А сольные концерты на большой сцене эти инструменталисты дают очень редко. Это не принято. Чаще дают сольные концерты пианисты, скрипачи, виолончелисты и вокалисты. А как же быть студентам духового отделения, если они играют свои сложные программы только на академических концертах или на экзаменах, эпизодически солируя в оркестре? Хорошо, что у нас есть такие преподаватели-энтузиасты, как Петроченко. Они приучают студентов к публичным выступлениям, воспитывают в них чувство сцены, чувство единения с публикой. А ещё большую роль играет клуб «Нескучная классика». Мы собираемся всегда, когда студенту надо обыграть программу.
Участником наших программ является также ансамбль «Дольче» (в переводе «нежно») колледжа. В скором времени хотим пригласить и концертный хор колледжа. Руководителем этих двух серьёзных коллективов является Ольга Викторовна Герасименко. Родившись и выросши в Биробиджане, она окончила биробиджанскую детскую музыкальную школу, затем Хабаровский краевой колледж искусств и Новосибирскую государственную консерваторию и вернулась в свой родной город, чтобы преподавать детям музыкальной школы музыку, неся им любовь и радость общения с ней. Сейчас Ольга Викторовна – преподаватель многих дисциплин хорового цикла в Хабаровском краевом колледже искусств. А также она является художественным руководителем и дирижёром концертного хора и ансамбля «Дольче» в колледже. Она является лауреатом премии губернатора Хабаровского края. В 2016 году Герасименко отметила десятилетний юбилей своей творческой деятельности в колледже искусств, и отметить его она решила в своём родном городе Биробиджане. Концерты в Биробиджане проходили в рамках абонемента «Филармония – детям». Ансамбль «Дольче» под управлением О. В. Герасименко является лауреатом Всероссийского хорового фестиваля в Москве. Это небольшой молодёжный женский хор. Для его выступлений характерны лирический тон и сдержанная манера высказывания, а также богатейшая палитра звуковых красок. Ансамбль исполняет произведения а капелла, в том числе обработки народных песен и духовные сочинения (на религиозные тексты), а также произведения в сопровождения рояля. Концертный хор колледжа является лауреатом Международного конкурса «Музыкальный Владивосток - 2012». Это старейший коллектив нашего учебного заведения имеет давние замечательные традиции. Им руководили настоящие мастера сцены. Хор и ансамбль «Дольче» ежегодно готовит новые программы с коллективами, мы выезжаем на конкурсы, так как я являюсь концертмейстером этих коллективов. Были в Москве, в Казани (где заняли первое место на Всероссийском конкурсе «Поющая Россия»), в Арсеньеве (Приморский край), Биробиджане. Ансамбль является лауреатом первой премии международного фестиваля имени поэта Ю. Энтина. Неоднократно занимали призовые места в международных и Всероссийских конкурсах. Хоровые коллективы Ольги Герасименко всегда принимают участие в общественной жизни города. Ни одно крупномасштабное мероприятие города и края не обходится без участия её коллективов. В 2013 году хор участвовал в гала-концерте в «Платинум Арене», посвящённом юбилею Хабаровска. Сводный хор исполнял музыку совместно со сводным оркестром фестиваля «Амурские волны» под управлением народного артиста России Валерия Халилова. В 2015 году выезжали в Москву на празднование семидесятилетия Великой Победы и в составе сводного хора участников из разных городов России исполняли музыку совместно с оркестром В. Халилова под его управлением.
На одном из заседаний клуба «Нескучная классика» выступали также ученики заслуженных работников культуры Л. И. Шутовой - Мария Пешкун (концертмейстер Г. Сошникова) и Л. А. Токаревой - Даниил Чжан. (Поступил в Московскую консерваторию им. П. Чайковского в 2020 году). Программы их выступлений отличались разнообразием. Звучала музыка С. Рахманинова, П. Чайковского, И. С. Баха, А. Лядова, В. Блока, А. Онеггера, П. Сарасате и многих других композиторов.
Участником концертов клуба «Нескучная классика» явился также выпускник колледжа прошлых лет по классу баяна (педагог В. М. Иванов, засл. Раб. культуры) Гаврил Дмитриев. Несмотря на то, что его «родным» инструментом является баян, имея «народное» происхождение, Гаврил является композитором и пишет музыку для фортепиано. На фортепиано им были исполнены прелюдии его собственного сочинения, написанные в духе А. Скрябина, а также фортепианное произведение Н. Сильванского «Ночью на реке». Надо сказать, что талантливый студент Г. Дмитриев участвовал в конкурсе Дальневосточных ассамблей среди дальневосточных композиторов, занял второе место и играл в Большом зале колледжа на концертном рояле. Многие студенты-композиторы принимают участие в концертах колледжа, в том числе и в заседаниях клуба «Нескучная классика».
Так что же такое классика в научном понимании, чем она отличается от не классики? Даже люди, несведущие, далёкие от музыки отличат классику от джаза, классику от эстрадных песен. Я так думаю. Это так же понятно, как и разница между рисованной картиной и фотографией, если можно провести такую аналогию. Что такое классическая литература и неклассическая, то есть современная? Классическая живопись и неклассическая? Давайте пораскинем мозгами. Газета и книга? Газета выпускается на злобу дня, на другой день она уже не актуальна. А книга, если она талантлива, её будут читать всегда. Например, древнего Гомера читают до сих пор, хотя он жил до нашей эры. Люди это интуитивно чувствуют. Например, когда я училась в 6-7 классе, у нас дома был катушечный магнитофон, и я на нём слушала песни в исполнении Магомаева, Татляна, Марьяновича, Ободзинского и других. Ко мне пришла подруга, услышала и сказала, что это старые песни, их пели в 1965 году, как я могу их слушать?! Это были песни типа «Королевы красоты» или «Эти глаза напротив». Я сказала, что мне нравятся эти песни. То, что они «старые», от этого их ценность не теряется. Я хочу их слушать. Но подруга меня не поняла. В то время было модно слушать группу «Битлз». Но группа «Битлз» популярна многие годы. Их слушают до сих пор. Опять не подходит. Как же тогда расценить, что такое классика? Неужели «Битлз» - это классика? Выходит, что так. Или знаменитый фильм «Серенада солнечной долины», музыка которого была популярна многие десятилетия и сейчас она тоже исполняется? Обо всём по-порядку. Л. Бернстайн в своей лекции о классике очень хорошо говорил о том, что такое классика. Он также утверждал, что в области классики есть много развлекательной и весёлой музыки. А среди эстрадных произведений есть произведения серьёзного содержания. Действительно, композиторы-классики писали много произведений лёгкого жанра – песни, романсы, миниатюры, танцевальную музыку. А в песнях эстрадного плана часто бывает драматическое содержание, даже трагедия. Бернстайн высказал мысль, что классическая музыка – это музыка «точная» в отличие от лёгкой эстрадной. Эстрадную музыку, а также джазовую можно играть свободно, что-то изменять, импровизировать, она для этого и создана, а классическая играется обычно точно по нотам. Да, заманчивая теория, но и она терпит опровержение. Сейчас многие классические произведения подвергаются различным обработкам. Вплоть до джазовых. Я слышала по радио даже такую обработку «Лунной сонаты» Л. Бетховена. Я замечала, что молодые люди очень тонко чувствуют, что модно, что нет. Они мне говорили, я помню, ещё в молодые годы, когда я им играла какие-либо мелодии, что им звучание многих классических произведений напоминает церковное богослужение или похоронную процессию. Они интуитивно чувствуют, какая музыка им нужнее: обычно, это остро ритмическая музыка. Каждодневно одни ритмы сменяются другими. А вот мода на лирические мелодии, по моим наблюдениям, держится дольше. Если это лирика, то мелодии вроде «Вчера» П. Маккартни и Дж. Леннона, мелодия Ф. Лея из кинофильма «История любви», мелодия Дж. Мэндела «Тень твоей улыбки» живут и сохраняют свежесть как в быту, так и на концертной эстраде. И хотя эти мелодии были написаны давно, они до сих пор модны. Но это «ретро». Об этом я ещё скажу. Трудно объяснить разницу между серьёзной и лёгкой музыкой, классической и эстрадной. Однако, когда мы включаем радио, в первый момент мы сразу слышим, интуитивно чувствуем, что это: балетная музыка, симфоническая, оперетта, опера, классическое или эстрадное пение. Манера пения совершенно разная. И всё же мы попытались это сделать: рассказать в лекции о той и другой музыке, определить разницу, хоть это было и не просто. Наши встречи прошли на подъёме. Дискуссии были интересны и познавательны. Каждый для себя что-то открывал. Приведу эту лекцию, её текст почти без изменений. А произведения, иллюстрирующие её текст, могут быть подобраны любые. Их можно «привязать» к тексту любой лекции. А исполнены они могут быть как солистами, так и коллективами. Привожу текст этой лекции-концерта.
ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ «Когда классика становится нескучной?»
Добрый день! Сегодня мы поговорим о классике. Но сначала прозвучит музыка. Я привыкла начинать выступления с музыки, так как говорить о музыке без музыки бесполезно. (Звучит классическая музыка Баха и Генделя в моём исполнении). Но что же такое классика? Авторитетные музыкальные словари и справочники говорят так: « Музыкальная классика – это такие произведения, которые отвечают самым высоким художественным требованиям и получившие признание не только на родине её создателя, а и во всём мире. Классической называют музыку, выдержавшую испытание временем и вошедшую в традиционный концертный репертуар». Эти произведения имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Они вошли в Золотой фонд мировой культуры. Назовите, каких вы знаете композиторов-классиков в разных странах. Вот видите, их много, а что же является антиподом классики? То есть противоположным классике явлением? А если я вам задам такой вопрос: Оперетта является классикой или нет? (Ответы разные, возникает спор). Я вам скажу, что понятие «классика» обычно, как правило, используется применительно к так называемой «серьёзной музыке», то есть к такой музыке, которая требует концентрации внимания. В отличие от лёгкой музыки развлекательной музыки или фоновой (это песни, эстрада, джаз). Иногда оперетту причисляют к классике или «полуклассике» с натяжкой. Как высшим образцам некоторых развлекательных жанров. (Оперетты Оффенбаха, Дунаевского, Штрауса, Кальмана). Но по большому счёту оперетта как жанр не относится к классике. Её нельзя поставить в один ряд с такими жанрами как симфонии, увертюры, симфонические поэмы, концерты для инструментов с оркестром.
Также не являются классикой различные мюзиклы, водевили, народные песни и танцы, джазовая музыка, авторские (бардовские) песни, музыка к кинофильмам, современная музыка академического направления Большинство этих жанров часто называют «лёгкой музыкой» в отличие от классической «серьёзной» музыки. Но резкой границы и принципиальной разницы между этими видами музыки нет. Очень часто композиторы-классики прошлых веков писали песни и танцы просто «для души», не очень серьёзного содержания, иногда даже юмористического. Гендель написал развлекательную музыку под названием «Музыка на воде» и «Музыка фейерверка». У Бетховена есть пьесы для фортепиано под названием «Багатели». (В переводе «безделушки»). И песня для голоса «Шотландская застольная», о которой никак не скажешь, что она серьёзного содержания. Современники Бетховена Моцарт и Гайдн тоже писали несложные пьесы, танцы для фортепиано. Иногда они наделяли юмористическим содержанием некоторые части своих симфоний. Многие считают, что «лёгкая музыка» возникла только в XX веке. А музыка отдыха была всегда, в том числе и в прошлые века. Было цыганское пение, «душещипательные романсы», шуточные народные песни, частушки, сатирические скоморошьи куплеты. Это всё можно назвать эстрадной музыкой прошлого (или «музыкой второго эшелона»). И в современном песенном жанре встречаются песни с очень серьёзным содержанием, даже трагическим. Песни А. Пахмутовой «Малая земля», «Солнечному миру», «Виноградная лоза», «Русский вальс» и другие могут служить примером таких песен. Можно привести множество таких примеров.
Музыка всегда писалась и пишется. В настоящее время также пишется много музыки. Но, ни одно произведение, написанное только что, не может сразу стать классикой. Должно пройти какое-то время. Минимум, лет 50. Например, Д. Шостакович был признан классиком ещё при жизни, но не все его произведения признавались сразу же. Советская классика – особое явление в музыкальном мире. К представителям этого академического направления (современная классика) относятся композиторы, жившие 50 лет назад, 100 лет назад и ещё раньше. Это композиторы Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Свиридов. Эти композиторы писали музыку не только академического направления, они писали оперетты, песни, музыку к кинофильмам. Все эти произведения с натяжкой можно назвать современной классикой, а можно и не причислять к классике. Иногда происходило смешение жанров. Например, Шостакович в своём первом концерте для фортепиано с оркестром использовал в качестве цитаты уличную песенку «По улицам ходила». Такой приём цитирования не редок у классиков: Моцарт использовал уличную песенку в своей сорок первой симфонии. Свиридов в «Романсе» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» использовал в начале романса как цитату фразу старинного русского романса «Не уходи». В 30-е годы XX века возникло так называемое третье течение, важнейшим представителем которого был американский композитор Дж. Гершвин. Он соединил в своей музыке классику с джазом. Примером может служить его «Рапсодия в стиле блюз».
В понимании этого явления «классика» есть такая тонкость, как понятие «классика жанра». Что это значит? Это те произведения, которые приобрели широчайшую популярность в рамках данного жанра, пусть даже это будет лёгкая музыка. Самый типичный пример – музыка И. Дунаевского. Он творил в жанре лёгкой, эстрадной, джазовой музыки, массовой песни. Он также писал музыку к кинофильмам и оперетты. Его музыка давно стала классикой лёгкого жанра. Ещё до войны в Америке вышел фильм «Серенада солнечной долины», который широко демонстрировался и у нас, его даже называли «трофейным». Эту музыку я готова слушать бесконечно, настолько она «заразительна». Хотя это стопроцентный джаз.
Многие молодые люди, предпочитающие модную современную музыку другой, в том числе академической. Они обычно говорят, что классическая музыка прошлых веков. – это для стариков, она скучна и непонятна современному поколению (кстати, так говорили все поколения). А, скорее, по их мнению, это остров или другая планета. Это доступно только горстке людей – высокообразованных в музыкальном отношении. А для обычного человека, далёкого от музыки слушать классическую музыку скучно, муторно и тошно. Но кто такой «обычный человек»? Пожилые, для которых, якобы, предназначена классическая музыка, когда-то были молодыми, а нынешние молодые неизбежно состарятся. Для пожилых скорее приятна так называемая музыка-ретро, то есть музыка, которую они слушали в детстве и юности, если уж на то пошло. Практика показала, что классику может слушать и понимать каждый человек и научиться этому может любой. Просто люди не хотят учиться. А при желании всё можно. Но что надо для этого? Вот мы и подошли к самому главному. Что же надо для того, чтобы классика не было скучной?
Во-первых, это зависит от исполнителей. Они должны проявить индивидуальность, хорошую техническую и художественную подготовку, оснащённость, расшифровать, раскрыть содержание нотного текста. Исполнить образно, интересно, не копируя других исполнителей. Прочтение должно быть своим, индивидуальным. Только так можно заинтересовать слушателя своим исполнением. Зачастую плохое исполнение, без музыкального подхода, с ошибками, не раскрывающее содержание не заинтересовывает слушателя. И даже может погубить произведение.
Во-вторых, должен быть настрой самих исполнителей на исполнение произведений при данном моменте исполнения. Как это понимать? Вы, наверное, замечали, что бывают случаи, когда игра или пение самодеятельных исполнителей, учеников школ и даже совсем маленьких детей воспринимаются лучше, чем исполнение иных маститых профессионалов? Странно, да? А всё дело здесь в том, что предела хорошему нет. Можно совершенствовать и шлифовать своё мастерство до бесконечности. Но важно ещё и то, как человек себя настроил, как он продумал и прочувствовал музыку, готовясь к концерту. А также важно, что он чувствует по отношению к исполняемой музыке в момент выхода на сцену. С каким подходом он выполнил свою миссию. Почему исполнение юных музыкантов, пусть даже неопытных производит иногда большее впечатление, чем исполнение профессионалов, зачастую престарелых, «закостенелых» в своих привычках и пристрастиях, работающих на заученных казённых образцах, не желающих что-то обновить, оживит и изменить? Это, конечно, бывает, но не всегда. Не случайно у артистов практически всех филармоний, а также цирка, есть незыблемый термин «работать». «Мы работали концерт, мы работали номер». Отсюда возникает отношение к своей работе как к чистому ремеслу, не согретому искрой таланта и вдохновения. И понимание своей работы, только как заученные действия. (Автоматизм здесь не в счёт, он только помогает не думать о нотах или о движениях и раскрепощает исполнителя, освобождая его от технических трудностей и «расчищая» дорогу вдохновению). Конечно, не все профессиональные исполнители – ремесленники в плохом смысле слова, но такой грех водится за некоторыми из них. В противовес музыкантам-ремесленникам юные исполнители часто подкупают свежестью чувств, восторженностью, непосредственностью, неповторимость любовного отношения к исполняемому. Их исполнению свойственна наивность в хорошем смысле слова. Для них выступление на сцене овеяно ореолом романтики, новизны и чего-то неизведанного. Для них это не повседневная работа до изнеможения, до седьмого пота, как для профессионалов, потому что им надо на что-то жить. А это для них – удовольствие. Хотя чаще всего взрослые профессионалы не просто «работают». Они умеют искусственно вызывать в себе вдохновение. Это тоже часть профессионализма и таланта.
В-третьих, многие произведения звучат иногда не в том виде, как их изначально написал композитор, а в различных обработках, транскрипциях. Например, музыка, предназначенная для одного какого-то инструмента, исполняется на других инструментах или ансамблем. Если это оркестровое сочинение, оно может существовать в переложениях, например, для солирующих инструментов («Полёт шмеля», к примеру, Римского-Корсакова). Хорошая аранжировка может улучшить и оздоровить произведение, изначально написанное для другого инструмента или состава инструментов. Например, Ф. Лист сделал много концертных обработок, благодаря которым эта музыка стала известной и популярной. Это этюды по каприсам Паганини, отрывки из опер других авторов, обработки народных тем. Фортепианная пьеса Р. Шумана «Грёзы» стала популярной благодаря хоровой обработке, исполняемой в мемориалах. Обработка И. С. Баха второй части концерта для гобоя Марчелло («Адажио») стала популярным произведением, так как на гобое играют редко и мало кто играет на этом инструменте. Люди слушают не только новую трактовку. Они слушают её в новом ракурсе. А иногда бывает наоборот. Произведение популярное, а кто-то сделал его переложение для другого инструмента или состава инструментов. Люди воспринимают новую аранжировку не только с удивлением, но и с удовольствием и восклицают: «Ого! Мы ещё такого не слышали!».
В- четвёртых, составление программ концертов не должно быть беспорядочным. Оно должно быть продуманным и отличаться профессиональным подходом и художественным вкусом. Не должно быть долго длящихся произведений в одной тональности, в одном ладу. Они должны отличатся друг от друга по продолжительности, по жанрам, по характеру, по содержанию. Однако, тем, кто уже «потирает руки» и хочет добавить к этому списку ещё то обстоятельство, что в одном концерте должно быть обилие исполнителей и коллективов, для того, чтобы осталось хорошее впечатление от концерта, я хочу сказать, что это не обязательно. Так как очень часто исполнители дают сольные концерты. Мне запомнился концерт в Хабаровске известного российского пианиста Аркадия Севидова. Он был в Хабаровске на гастролях и играл сольный концерт, в программу которого входили…только одни ноктюрны Ф. Шопена. А их у Шопена более двадцати. Но, несмотря на такое «однообразие», Севидову удалось сделать концерт интересным. Он играл настолько талантливо и образно, что каждый ноктюрн у него выглядел как «конфетка». Это были поэмы о жизни с философским содержанием. Слушать их было очень интересно. Так что слушатели не ушли с первого отделения, дескать, это будет ещё столько же и также, а остались и дослушали концерт до конца. Было очень интересно и совсем не скучно. Вот что значит талант, трудолюбие, профессионализм и любовь к своему дело. Эти качества в совокупности подчас творят чудеса.
В- пятых, очень хорошо, когда звучание музыки предваряется вступительным словом, произносимым лектором-музыковедом или артистом-чтецом филармонии. Объяснения во время концерта очень уместны. Они интересны всем – и людям несведущим и музыкантам. Так как оратор не просто читает из книги сухие отрывки или произносит общие фразы. Он выражает собственное мнение, свои мысли об исполняемой музыке, которой предстоит звучать. И делится этим с залом. Зал с замиранием сердца слушает его, а затем внимает музыке со знанием дела, а не просто сидит и скучает. Он находит ключевые моменты в музыке, те, о которых говорил оратор.
Я уже писала о знаменитых ораторах и о наших местных, которые с большим энтузиазмом снабжали своё или чужое исполнение художественным словом. Не побоюсь этого слова «художественное», т. к. это тоже большое мастерство. Художественное слово – мощное средство воздействия на слушателей, не менее мощное, чем сама музыка.
В-шестых, для того, чтобы не скучать на концертах, слушая незнакомые классические произведения не достаточно, чтобы о них просто рассказали. Желательно ознакомиться с ними или в записи или по нотам. Это не детектив, который не интересно читать, если знать заранее, чем кончится. В музыке всё по-другому. Чем лучше знаешь гениальное классическое произведение, тем интереснее его слушать. Они практически не надоедают. Хорошо ещё почитать о них и об авторах. Когда-то в центре города существовал «Музыкальный салон» - нотный отдел краевой библиотеки, который вёл большую работу по музыкальному просвещению широких масс. Шагая на симфонический концерт, мы, еще, будучи студентами училища искусств, всегда по пути заходили туда, так как этот отдел находился недалеко от концертного зала, в центре. Там библиотекари всегда устраивали выставки нот и книг, в том числе и к предстоящему симфоническому концерту. Можно было в полной мере ознакомиться и с программой концерта и с произведениями, обещавшими звучать и с их авторами. А некоторые даже брали с собой на концерт партитуру и следили по нотам за музыкой на концерте по партитуре. Это было очень интересно. Можно было проследить, какие темы звучат, какие звучат инструменты.
О музыке написано очень много. Начиная от маленьких книжек для детей и заканчивая большими научными музыковедческими трудами. Необходимо читать о музыке то, что вам подойдёт. Это необходимо как музыкантам, так и любителям. Чем больше мы знаем о музыке, тем лучше мы её воспринимаем.
Но почему я привожу все эти пункты, касающиеся только классической музыки? А для исполнения неклассической музыки, лёгкой, разве не важно соблюдение всех этих правил? Дело в том, что с лёгкой музыкой дело обстоит гораздо проще.
Любимые знакомые мелодии, которые у людей на слуху, будучи едва услышаны, вызывают радость и оживление. Это мелодии знакомых песен, танцев, романсов. И людям хочется подпевать или даже пуститься в пляс.
Известный актёр театра и кино М. Ножкин является ещё поэтом и композитором. (Он автор слов и музыки известной песни «Последний бой»). В одном из интервью на радио он рассказывал, что его детство совпало с войной. И он с бригадой артистов выступал в госпиталях перед ранеными. Звучали песни и стихи, разыгрывались сценки. И когда звучала песня, раненые солдаты поднимались с кроватей и начинали подпевать, а кое-кто пытался подняться и даже хотел станцевать. И Ножкин уже тогда, будучи совсем юным, понимал, какое это важное и нужное дело – искусство.
А вот классические темы из симфоний, увертюр не всегда можно напеть. Они гораздо сложнее по своей мелодике и по своей фактуре. Но, к счастью, классическая академическая музыка проистекает из лёгкой. От простого к сложному. Если человек научился понимать простые мелодии, он научится понимать и сложную музыку.
Однако это не значит, что исполнение эстрадной музыки не требует труда. Она легка для восприятия, но исполнять её не менее сложно, чем классическую. А иногда даже сложнее, как это ни парадоксально звучит. В колледже есть ансамбль «Дольче» и концертный, а также женский хор. Когда они поют эстрадные произведения или произведения, близкие к джазовым, они много работают над стилем исполнения, берут консультации у специалистов по эстраде и джазу, иностранным языкам, произношению, если пение происходит не на русском языке. Студенты эстрадного отделения тоже много работают над исполнением, так же как и классические музыканты. В заключение я хочу сказать, что пришла к выводу, что лёгкая музыка, её происхождение, связано с модой. Как в одежде. Сегодня брюки узкие, завтра – широкие. Сегодня юбки короткие, завтра – длинные. Смена стилей неизбежна в нашей жизни. Иногда происходит возвращение к старому, но на новой основе. Искусство, как известно, развивается по спирали. Каждый новый виток повторяет старое, но повторяет с внедрением новых элементов. Считается, что о вкусах не спорят. Но это утверждение устарело, уже давно спорят и успешно спорят. Ведь до сих пор ведутся споры о таких песнях-ретро, как «Ландыши» или «Мишка, Мишка, где твоя улыбка?» Хорошо ли это? В этом отношении мне нравится радиопередача Виктора Татарского «Встреча с песней». Он никогда не даёт оценок и характеристик песням, включаемым им в программу радиопередачи. Он просто помогает людям, откликаясь на их просьбы, и включает в передачу те песни, о которых люди пишут: как та или иная песня сыграла роль в их судьбе, помогла им в их жизни… Классика – это искусство на все времена. Диско, рок, рэп, джаз, авторская песня, бард-рок, регтайм, диксиленд – это всё стили лёгкой музыки. Время от времени они «выплывают» на передний план, а в другое время скрываются. Помню, как в семидесятые годы молодёжь сходила с ума от вокальных ансамблей «Абба» и «Бони Эм». Это мода. Это хорошие исполнители в своём жанре. Манера пения здесь совершенно другая, нежели в классической оперной или камерной музыке. Этот стиль пения, а также стиль их внешнего вида, поведения на сцене полностью соответствует стилю данной музыки. Здесь всё гармонично. Также обстоит дело и с авторской песней. Здесь нужны специфические голоса, совсем не оперные. Если запеть оперным голосом авторскую песню, это будет погрешность против стиля. Также обстоит дело и с модным в своё время грузинским ансамблем «Орэра». (Они пели песни на слова С. Есенина, «Тополя» Г. Пономаренко, «Васильки» П. Аедоницкого и другие песни). Я помню, как был популярен этот ансамбль в 60-е годы. Говорят, они поют до сих пор. Но по большому счёту, это музыка «Ретро». Если исследовать эту музыку с точки зрения музыкознания, обнаружатся любопытные моменты. Моё мнение таково, что музыка на все времена – это классика. Лёгкая музыка – это злободневная «временная» музыка, музыка сегодняшнего дня. Лёгкая музыка прошлых лет – это «ретро». А ещё мне пришла в голову мысль, что лёгкая музыка чаще всего имеет прикладной характер в отличие от серьёзной классической. Она чаще предназначена для сопровождения каких-то действий: начиная от шествия под духовой оркестр и заканчивая танцами на танцплощадке (твист, чарльстон, рок – н – ролл, шейк и т. д.). К этому репертуару примыкают также массовые песни. Они пишутся для массового исполнения, для людей, не обладающих вокальными данными, не обучавшихся пению. Иногда лёгкая музыка является просто фоновой. Но все эти перечисленные виды лёгкой музыки имеют место и на сцене в исполнении профессионалов. Классическая же музыка практически никогда не используется в качестве прикладной. Она предназначена, как правило, только для слушания со сцены или в записи. «Интонационный язык эпохи» - сказал кто-то из великих. Это понятие полностью срабатывает при определении стиля и жанра любой музыки. Люди, которые создают музыку того или иного стиля или направления, хорошо владеют этим языком. А мы, простые слушатели, должны обладать интуицией, чтобы понять, какая это музыка, к какому направлению она относится. Знания здесь вряд тоже нужны, но и интуиция окажется не лишней.
Осталось только назвать произведения, иллюстрирующие данную лекцию. Ансамбль «Дольче» исполнял следующие произведения: Я. Дубравин «Вальс», Дж. Гершвин «Любовь вошла», Дж. Керн «Дым», русская народная песня в обработке Н. Лычёвой «Во вишнёвом во саду», В. Гаврилин «Мама», Е. Крылатов «Крылатые качели», украинская народная песня «Иде, иде, дощику», И. Берлин «Оденься пошикарней». Не правда ли удивительное разнообразие форм, стилей и жанров? Но всё же, на мой взгляд, репертуар ансамбля «Дольче» больше ориентирован на лёгкую эстрадную музыку и народные песни. На лучшие образцы этих жанров. (Несколько лет назад они исполняли и такие песни, как «Сиреневый туман» неизвестного автора и «33 коровы» Максима Дунаевского). Ансамбль ориентирован на камерное исполнение и малые формы. Я бы даже сказала, он хорошо ориентирован на исполнение «ретро-классики», если так можно выразиться. Это ансамбль малых форм. Он не исполняет произведений крупной формы, ему не свойственно исполнение произведений кантатно-ораториального жанра. Когда я выступаю с лекциями-концертами одна, «без сопровождающих», я исполняю такие произведения: Бах – Зилоти «Прелюдия», Бах – Марчелло «Адажио», Гендель «Пассакалия», собственное попурри на классические темы (Гайдн, Лист, Глинка, Шуман), собственное попурри на эстрадные темы. В этом попурри я использовала темы мелодий прошлых лет. Таких, как «Тень твоей улыбки», «Шербургские зонтики», «Мой путь», песню А. Бабаджаняна «Лучший город земли». Это интересные мелодии, но равнять их с классикой не стоит. Это хорошие образцы ретро-музыки. На мой взгляд, все эти музыкальные примеры плюс рассказ о них дают повод научить людей разбираться в музыке, в стилях и жанрах. Это необходимо для того, чтобы иметь хороший развитый слух и твёрдую жизненную позицию. Чтобы в жизни уметь поддержать любой разговор. Уметь доказать в разговоре, что хорошо, что плохо. Уметь отстоять своё мнение и дорожить своим мнением. Надо быть во всеоружии при этом, уметь спорить о вкусах. Знать, на какой концерт надо пойти, а на какой – воздержаться, не ходить. Ведь большинство людей по большому счёту, как следует, не разбирается в музыке, а только примитивно руководствуется чувством: «ндравится, не ндравится». А для студентов это хорошая возможность «обкатать» свои программы.