Пойте в хоре! На здоровье!

Пойте в хоре! На здоровье!

 Несколько дней назад, по ТВЦ,  был показан сюжет  из города Амурска. Телезрителям были представлены результаты исследования состояния здоровья мальчика примерно 9-летнего возраста.  Приборы показали, что состояние лёгких у пациента соответствовало возрасту старика. Затем диктор за кадром сообщил, что в результате брюшного дыхания состояние здоровья мальчика стало соответствовать его возрасту.

Это сообщение и подтолкнуло автора настоящей статьи к  обоснованию пользы пения для омоложения организма человека. Пению после сделанного вдоха предшествует небольшая задержка дыхания, что само по себе уже полезно для здоровья – кровь человека больше насыщается кислородом. Лёгкие человека состоят из нежной пористой ткани, представляющей собой скопление пузырьков – альвеол, соединённых каналами, которые образуют систему бронхов. Лёгкие совместно с бронхами и трахеей вмещают 5 – 6 литров воздуха. Обычный спокойный вдох равен примерно 0,5 литра воздуха (дыхательный воздух). Глубокий вдох позволяет дополнительно вместить в лёгкие 1,5 – 1,8 литра воздуха (дополнительный воздух). Примерно столько же воздуха можно выдохнуть после спокойного выдоха (резервный воздух). Объём воздуха от максимального вдоха до максимального выдоха называется жизненной ёмкостью лёгких и равен от 3,5 до 4,5 литров. Певческим типом дыхания считается смешанное (грудобрюшное, или костно-абдоминальное) дыхание. В его механизме принимает участие весь объём лёгких, диафрагма, брюшной пресс. Певцы должны усвоить, что вдох следует делать спокойно, плавно (как бы вдыхая аромат цветка), через нос и частично через рот. Не рекомендуется набирать в лёгкие слишком много воздуха (а чуть больше, чем при речевом вдохе). Главный навык в певческом дыхании – это умение правильно расходовать набранное в лёгкие количество воздуха.

Существующая ныне практика пения соло совсем маленьких участников на всевозможных конкурсах – не так уж и безобидна. Ребёнок в 6-летнем возрасте имеет ограниченный диапазон голоса – всего 6 – 7 звуков. При соблюдении правил гигиены голоса, не форсируя силу звучания, учитывая возможности поющего, можно к 15 годам расширить диапазон до полутора октав. При этом важно сохранить индивидуальность каждого поющего – тембр.

            Почему автор настаивает на пении детей именно в хоре? Потому, что в хоре поющий ребёнок может чередовать пение с отдыхом. В хоре можно определить группы детей – более и менее способных – и чередовать пение этих групп. С каждой группой нужно петь не более 5 минут. Важно контролировать процесс, чтобы дети не кричали. Добиваться свободно льющегося звука. И репертуар должен быть исключительно детским. С учётом диапазона детского голоса сочиняли В. Шаинский, Е. Крылатов, Г. Гладков. Но это было лет 30 назад.  

Сейчас естественного пения детских голосов, напоминающих «щебетанье» птиц, весной не услышишь, даже на конкурсах. К примеру, этой весной, в зрительном зале, где проходил краевой вокальный конкурс, было больше сопровождающих взрослых, чем поющих на сцене детей.  И пели дети, в основном, взрослый репертуар. Хотя, и сидящие в жюри преподаватели вокала, и руководители учреждений культуры, представившие начинающих исполнителей, знают, что женские голоса формируются к 18 – 19 годам, а мужские – к 21 – 22-м. Конечно, привезти одного исполнителя – менее хлопотно и дешевле, чем детский хор.

А что может быть лучше детского хора? Пение детского хора – это праздник. К сожалению, сейчас даже на дисках в рубрике «Песни, спетые в школе», большинство детских песен «скрипучими» голосами поют бабушки и дедушки. Но музыка – это «стенография чувств», как говорил П. И. Чайковский, а чувствуют и воспринимают мир люди в разном возрасте и соответственно своему возрасту. К примеру, некоторых взрослых привлекает «творчество» таких групп, как: «Бутырка», «Лесоповал». И что мы имеем в результате? Мы имеем проблемы в школе, во взаимоотношениях, в поведении подростков, в подражании, если хотите, даже в лексиконе. Кому подражают сейчас дети? «Сифону»?

В России всегда пели в хоре. Как гласит пословица: «Где собираются три славянина – уже готовый хор». В наше непростое время хор может стать местом психологической разгрузки. К сведению руководителей организаций: хор не потребует больших материальных затрат. Было бы светлое, просторное, проветренное помещение и квалифицированный хормейстер. И в царское, и в советское время почти на каждом предприятии, в каждом учебном заведении был свой хор. К примеру, в Словении детские хоры собираются в парке. А участниками хора становятся дети из близлежащих домов. А затем с выученной программой дети колесят по Европе. Родители довольны: и дети под присмотром, и мир увидят, и к высокому искусству приобщатся. И не ищут сутками детей по лесам и полям. А что нам мешает собрать детский хор из расположенных вблизи Хабаровского краевого колледжа искусств общеобразовательных школ? Автор настоящей статьи собирал в 90-х годах прошлого столетия сводный хор Центрального района из учащихся школ № 33, 34, 35. В итоге из того хора заметными музыкантами стали: Виктория Чак – ныне актриса музыкального театра, хормейстер, Борис Левин – впоследствии лауреат Всероссийского конкурса исполнителей (кларнет). Одна из учащихся 35 школы – Антонина Кондратьева – в настоящее время является артисткой камерного оркестра «Глория» (виолончель); другая – Наталья Брызжина – уже более 15 лет руководит ансамблем русской песни «Елань». Для Светланы Кротовой (Воробьёвой), заслуженного работника культуры России, художественного руководителя образцового ансамбля «Улыбка», зав. хоровым отделением ДМШ № 1 г. Хабаровска – практика в сводном хоре Центрального района стала путёвкой в профессиональную жизнь музыканта-хормейстера. Так же, как и для Ирины Исаевой, хормейстера ансамбля «Амурские ребята», руководителя студенческого хора Лесотехнического института ТОГУ. актовый зал школы имени В. И. Ленина № 35 не мог тогда вместить всех желающих петь в сводном хоре. А координатором проекта была страстный любитель хорового пения заведующая отделом народного образования Центрального района. Можно сказать, что Центральному району повезло: зав. отделом образования работала добрая, эрудированная женщина. В отличие от нынешних руководителей различных уровней, эта хрупкая, внешне неприметная женщина понимала, что только спортом культурный уровень детей не поднять. Дети нынче и так агрессивны. Автор настоящей статьи был инициатором открытия хоровых отделений в ДМШ г. Хабаровска и Владивостока в 80-х годах прошлого столетия. Инициатором проведения конкурса детских хоровых коллективов Приморского края в 1975 году. Тогда тысячный зал Дворца профсоюзов с трудом смог вместить всех желающих петь и слушать на этом празднике. И в настоящее время в каждом классе можно создать хор. Тем более, в нашем городе предостаточно не- востребованных хормейстеров. И тогда уже нужно будет думать о строительстве в Хабаровске вместительного концертного зала с настоящим органом, как в Вене, или даже певческого поля, как в местечке Вальдбюне, предместье Берлина.

 Дмитрий Иванович Мазурцов,

преподаватель специальности

«Хоровое дирижирование» КГБ ПОУ «ХККИ»