М. ДУБИНИНА. ЗВУЧИТ ФЛЕЙТА

 М. ДУБИНИНА

ЗВУЧИТ ФЛЕЙТА

Рассказ М. Дубининой о преподавателе колледжа искусств И. Н. Петроченко.

               История всем знакомого инструмента уходит в глубокую древность. Легенды и мифы Древней Греции рассказывают самые невероятные истории о происхождении этого инструмента. Одна из них повествует о некоем сатире Марсии, который нашёл флейту, оброненную богиней Афиной, и осмелился вызвать на состязание самого бога музыки Аполлона. В наказание за самоуверенность сатира Аполлон содрал с него кожу и повесил её на дерево. Кожа начинала трепетать при звуках флейты, как только кто-то начинал на ней играть. Другая легенда, не менее удивительная о происхождении этого инструмента, рассказывает о древнегреческом боге Пане – покровителе пастухов. Его изображали играющим на многоствольной флейте – сиринге. Пан, по греческой мифологии, был богом лесов, пастушества и дикой природы. Как гласит легенда, он полюбил нимфу по имени Сиринкс. Пан был некрасив, с козлиными ногами, поэтому нимфа испугалась его вида и бросилась бежать прочь. Но путь ей преградила речка. Речной бог обратил её в тростник. Охваченный страстью Пан срезал тростинку, стал целовать её и играть на ней. Флейта Пана – общее название группы духовых инструментов – многоствольных флейт, представляющих собой набор параллельно расположенных, скреплённых между собой трубочек разной длины. Флейта Пана встречается под различными названиями у многих народов мира – греческий сиринкс, русские кувиклы (кугиклы). Инструмент состоит из набора открытых с верхнего конца бамбуковых трубочек разной длины, скреплённых тростниковыми планками и жгутом. Трубочки издают звуки разной высоты.  Флейта в переводе с  латинского означает «дуновение». Среди камерных произведений Клода Дебюсси выделяется небольшая пьеса для флейты соло под названием «Сиринкс». На создание этого произведения композитора вдохновил миф о боге Пане и нимфе Сиринкс.

              Современный тип поперечной флейты изобретён немецким мастером Т. Бёмом в первой половине XIX века.

               Флейта была популярна в разные времена и в современном музыкальном мире она также чрезвычайно востребована. Она непременный участник камерных ансамблей, а также она занимает достойное место в оркестрах. В России при Петре I  в XVIII веке использовали оркестр, состоящий только лишь из флейты и барабана. Прихотливые изгибы мелодии флейт, звучащих на фоне неуклонно ритмичного барабанного боя, напоминают звучание походного марша. Такая музыка использовалась  при Петре I в XVIII веке и в более поздние эпохи, в XIX веке, во время войны 1812 года.

               В настоящее время флейта входит в состав симфонического оркестра, духового (любых составов: малого смешанного, большого смешанного), а также она входит в состав оркестра русских народных инструментов, как эпизодический инструмент. Флейта в оркестре исполняет не только партию, сливающуюся с другими инструментами или партию, поддерживающую игру других инструментов. Этот инструмент часто солирует в оркестре. Можно привести множество примеров соло флейты в оркестре. Самый характерный пример – соло флейты в опере К. Глюка «Орфей». (В концертной практике это произведение называется «Мелодия»). Перекличка различных духовых инструментов имеет место в вальсе из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») М. Глинки. Здесь флейта соревнуется с другими деревянными духовыми инструментами. Соло флейты можно услышать во второй части концерта №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского, в оркестровом эпизоде из оперы Ж. Бизе «Кармен», в произведении К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна», сюите М. Равеля «Дафнис и Хлоя», а также  в лирической части «Весенней увертюры» В. Халилова.

           Деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, иногда даже саксофон) незаменимы в симфоническом и духовом оркестрах. Каждый из духовых инструментов имеет свой неповторимый тембр. У многих людей, даже не сведущих в музыке, тембр каждого из духовых инструментов ассоциируется с определёнными образами. Тембр флейты в верхнем регистре – пронзительный, яркий, звенящий, в среднем регистре чувствуется воздух, пространство, нежное дуновение ветра, в низком регистре  в звуке флейты можно почувствовать что-то бестелесное и прозрачное, а иногда  инструмент звучит мягко и тепло. Звук флейты в любом регистре, на мой взгляд, больше передаёт характер печали, нежели радость.

              Тембры других деревянных духовых инструментов отличаются от тембра флейты во многом. Например, тембр гобоя мне напоминает во многих случаях образ лежащих на ладонях фарфоровых чашечек. А в других случаях – в зависимости от характера музыки – шествие гусей или уток по сельской дороге, а иногда и печальное воспоминание. (Пьеса Е. Крылатова «Воспоминание»). Гобой имеет место и хорошо вписывается в музыку балетов А. Адана «Жизель» и П. Чайковского «Лебединое озеро», А. Хачатуряна «Спартак». Тембр кларнета передаёт образы лесной природы, сказочных существ, обитающих там. (А. Вебер, музыкальные произведения для кларнета, опера «Оберон» и увертюра к ней). Звук фагота многим напоминает угрюмое бормотание человека в возрасте. (С. Прокофьев сюита «Петя и волк»). Конечно, это условные и шутливые определения. Было бы только желание расшифровать музыку и фантазия, а образы найдутся.

                В нашем колледже с момента его основания имеется духовой оркестр. В разные годы существовал и симфонический оркестр. С 1995 года он возрождён и функционирует постоянно. Обучают студентов игре на духовых инструментах опытные преподаватели. Класс флейты всегда был в училище (колледже). Сменилось много преподавателей, но уже более 30 лет в колледже преподаёт флейту Ирина Николаевна Петроченко -  харизматичный музыкант. Она родилась и выросла в Казахстане. Её отец был шахтёром, мать строителем. Музыкой Ирина начала заниматься с 6 лет. Это случилось в посёлке Актас. С 10 лет она стала заниматься в одиннадцатилетней специальной музыкальной школе для одарённых детей в городе Караганде. Поступив в спецшколу по классу флейты, Ира оказалась в интернате. Пришлось жить вдали от родных, полностью на самообслуживании. Домой можно было выезжать только на выходные. Обучение в школе было платным. 45 рублей в месяц – баснословные деньги по тому времени. Зато это было элитное обучение. А вместе с тем оно было жёстким и авторитарным. Подъём был в 6 утра, затем зарядка и завтрак. Надо сказать, что в Казахстане в то время было три специализированных школы и   22 музыкальных училища в различных городах. В числе лучших выпускников школы Ирина поступила в Алма-Атинскую консерваторию. На третьем курсе она вышла замуж, доучилась и уехала к мужу на Дальний Восток. С 1987 года она работает в Хабаровском училище (колледже) искусств. За годы работы она подготовила более 36 лауреатов различных конкурсов. За свой труд она награждена «Почётной грамотой Министерства культуры РФ». Её выпускники работают по краю в ДМШ и ДШИ, в различных городах России. Её выпускник Роман Сандлер окончил Московскую консерваторию и работает в оркестре народных инструментов (Москва). В Санкт-Петербурге, в военном оркестре работает её выпускник Андрей Бугреев. Сама Ирина Николаевна ведёт активную сольную концертную деятельность. Она работает в нескольких оркестрах Хабаровска. В симфоническом оркестре колледжа искусств, Дальневосточном симфоническом и оркестре штаба. Выступала с сольными программами  по радио и на телевидении. Петроченко участвовала  в Болгарии в фестивале «Ладони Земли» с пианисткой, где они получили диплом первой степени. С духовым оркестром штаба они были в Гонконге, Корее, Китае, Москве на фестивале «Спасская башня», и, конечно, участвовали каждый год в фестивале «Амурские волны», проходившем в Хабаровске.  В 2020 году у Петроченко выпустилась из Хабаровского колледжа искусств Алиса Ильина. Она стипендиат  премии губернатора хабаровского края. Лауреат различных конкурсов: городских, краевых, международных и конкурсов, проходящих в интернете. Девочка занимается лёгкой атлетикой, сдала нормы ГТО. А ещё она учится на факультете журналистики в  ТОГУ. На флейте она играет сложные программы консерваторского уровня. (Концертмейстер М. Ф. Шальтис). Она много выступает на различных площадках города – в ДМШ, домах ветеранов и доме творческой интеллигенции. В её репертуар входят произведения как популярные, так и редко исполняемые, и даже современные, с элементами  джаза.

     

               Надо сказать, что все духовые инструменты издавна не считались сольными, как фортепиано, скрипка, виолончель, классическая гитара. Духовые инструменты всегда считались оркестровыми. Так как это инструменты одноголосные. В оркестре это неповторимые легко узнаваемые разнотембровые инструменты. Без них не обойтись ни в симфоническом, ни в духовом оркестре. Даже оркестр народных инструментов использует различные духовые инструменты, особенно тогда, когда необходимо передать тембры русских народных инструментов – свирелей и жалеек. Это встречается эпизодически и всё равно для этой цели используются флейты и гобои, иногда кларнеты. А сольные концерты на этих инструментах музыканты дают очень редко. Это не принято. А как же быть студентам духового отделения, если они играют свои сложные программы только лишь на академических концертах,   на экзаменах или эпизодически солируют в оркестре? Хорошо, что у нас есть такие преподаватели-энтузиасты, как Петроченко. Они приучают студентов к публичным выступлениям, воспитывают в них чувство сцены, чувство единения с публикой. И не только эта функция выполняется преподавателем И. Н. Петроченко. Она знакомит слушателей с духовыми инструментами, рассказывая  о них, а также с  музыкой для духовых инструментов. В этом хорошо помогает клуб «Нескучная классика» под руководством М. И. Дубининой. Мы собираемся всегда, когда студентам надо обыграть программу. Происходит взаимопомощь и взаимообогащение знаниями. К нам подключаются и учащиеся КДШИ. Не так давно на концерте в рамках проекта «Нескучной классики» играли студенты класса Петроченко: Тимур Рыжков исполнял «Мелодию» К. Глюка, Вера Ряскина «Плясовую» В. Блока и «Мелодию» П. Чайковского. Алиса Ильина выступила с пьесой А. Онеггера «Козочка». Сама Ирина Николаевна играет в ансамбле со своими студентами или создаёт ансамбли своих учеников, тем более, что у них у всех, согласно учебному плану, есть предмет «ансамбль духовых», который выносится на государственный экзамен. В исполнении ансамбля флейтистов звучали такие произведения как «Французская кадриль» М. Глинки, «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта, «Танго» И. Альбениса, «Аве Мария» Дж. Каччини и другие.

 

               Особенно мне запомнился концерт, прошедший 22 февраля 2020 года в ДШИ № 6 г. Хабаровска, что находится в Авиагородке. Небольшой зал школы был заполнен до отказа. На концерте присутствовала администрация школы, а также преподаватели и студенты нашего колледжа. Они пришли поддержать своих коллег, а также послушать интересную редко звучащую музыку, объявление о которой значилось в афише. Дело в том, что Петроченко – педагог ищущий. Её не удовлетворяет только то, что есть в программе обучения. Она даёт произведения, выходящие за рамки того материала, который предусмотрен учебной программой. На концерте звучали произведения Ф. Данци, Вл. Цыбина, К. Боллинга, Дж. Б. Виотти. Не правда ли имена не очень известные, а многим даже совсем не знакомые? О них интересно и увлекательно рассказала И. Н. Петроченко.

              Франц Данци. (1763 – 1826). Немецкий композитор, виолончелист и дирижёр. По национальности итальянец. Был капельмейстером в Мюнхене и Штутгарте (воспитанник Мангеймской школы). Его творчество знаменует переход от классицизма к романтизму. Он принадлежит к числу так называемых «милых мастеров». Композиторское наследие его велико. В настоящее время известны произведения для духовых инструментов: концерты и камерные ансамбли (его братья были музыкантами, для них он и писал). Он преподавал композицию и руководил обучением на духовых инструментах. Оперы он писал в основном комические, но есть  у него и серьёзные оперы. Среди них мелодрама «Дидона», а также «Ифигения в Авлиде» Он также написал романтические оперы «Девкалион и Пирра», «Горный дух или судьба и верность» Лучшая опера, написанная им в XIX веке «Полночный час». Им написаны 6 симфоний, концертные симфонии для флейты и кларнета, 4 концерта для флейты, квинтет для духовых. Его музыка очень мелодична. Она полна интересных мелодий и смелых гармоний. Он был дружен с композитором К. М. Вебером и оказал заметное влияние на его оперное творчество. Ученикам ДШИ №6 и их педагогам было интересно познакомиться с такой необычной, наполненной образами и красками музыкой. Прозвучало произведение Данци – концерт ре минор.

               Владимир Николаевич Цыбин (1877 – 1949) – русский советский флейтист, педагог, дирижёр, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР. До революции он учился в Московской консерватории, был солистом оркестра оперной труппы под руководством В. Сука, а также оркестра Большого театра, а затем и Мариинского театра. В 1914 году он окончил Петроградскую консерваторию, композиции учился у Лядова и Глазунова. Много преподавал в Московской и Петербургской консерваториях. Писал симфонии, сюиты, оперы, инструментальные концерты и пьесы. Но наибольшую ценность в наше время представляют сочинения для флейты, его родном инструменте, которым он владел в совершенстве. Эти произведения прочно вошли в концертный и учебный репертуар флейтистов всего мира. Это «Тарантелла» и «Анданте», которые прозвучали в этом концерте. Это жемчужины русской лирики во флейтовом репертуаре.

          Клод Боллинг (род в 1930 году) – современный композитор, французский джазовый пианист, аранжировщик и актёр. Учился в консерватории в Ницце и в Париже. Написал более ста произведений для французских фильмов. В своём творчестве удачно использовал сочетание классической музыки и джаза, тем самым зародив новое направление в музыкальной культуре. (Наряду с Гершвином). Он работал  в паре с классическим флейтистом Рампалем. Их совместная работа и привела к созданию прекрасной сюиты №2, состоящей из семи номеров для флейты и фортепиано. Сейчас это произведение очень популярно. В оригинале оно написано для флейты и джазового трио, а в концерте оно прозвучало в исполнении на флейте и на фортепиано.

                Джованни Баттиста Виотти. (1755 – 1824). Это имя хорошо знакомо скрипачам, так как он написал огромное количество произведений для скрипки: скрипичные концерты, струнные квартеты, струнные трио, скрипичные дуэты. Итальянский скрипач и композитор, он учился музыке у своего отца валторниста-любителя, позднее у скрипача Г. Пуньяни. Гастролировал по Германии и в России. Выступал как скрипач в Варшаве и в Петербурге. Жил в Париже. Здесь он организовал и возглавил Итальянскую оперу. Придерживался классических традиций. Принципы школы Виотти: большой сильный звук, проникновенное легато, разнообразие, очарование, тень и свет. В исполнении Алисы, И. Н. Петроченко и М. Ф. Шальтис прозвучала вторая и третья части концерта Виотти ля мажор для двух флейт и фортепиано. В этом  сочинении есть нечто величавое и вдохновенное, в то же время строгое и мечтательное, а также и бурлящее. Виотти сумел чутко отразить веяние времени, что и придавало его сочинениям музыкально-историческую значимость.

             Ирина Николаевна Петроченко выступила в этом концерте как педагог, подготовивший замечательный дуэт А. Ильиной и М. Ф. Шальтис,   исполнитель, участник ансамбля, а также как рассказчик и конферансье.

   

           Исполнение произведений Алисой и Мелитой Феликсовной Шальтис производило впечатление «оргии красок». Разнообразие музыкального материала, глубокое его раскрытие впечатляло и опьяняло  слушателей. Нельзя было сказать, что это «играет Алиса Ильина». Это был дуэт. Иногда их игра напоминала звучание оркестра. Обе исполнительницы работали с необыкновенной отдачей. Они, как художники-живописцы вкладывали определённые краски в каждый момент исполнения. Публика восторженно приняла музыку в исполнении этого замечательного дуэта. Каждая из участниц, несмотря на огромную разницу в их возрасте, проявила свой талант по-своему и при этом они сумели объединиться и быть одним целым. Этот дуэт воспринимался слушателями как единый организм. Здесь подтвердилась объединяющая сила музыки. А вообще хорошее слаженное исполнение можно услышать не часто, и дано такое чувство ансамбля  не каждому.