"Мой любимый педагог": Интервью Дарьи Черных с Любовью Андреевной Шокаревой

Мой любимый педагог

Интервью студентки 4 курса Черных Дарьи с преподавателем специальности «Хоровое дирижирование», ветераном Хабаровского краевого колледжа искусств

  Шокаревой Любовью Андреевной


Расскажите, пожалуйста, о себе, вы же хабаровчанка?

— Да, я хабаровчанка.

С чего начался ваш профессиональный музыкальный путь? Наверное, в детстве вы учились в музыкальной школе?

— Ну, конечно, я закончила музыкальную вечернюю школу при Хабаровском училище искусств[1]. Там, где у нас сейчас Малый зал, велись занятия вечерней школы. Отучилась 5 лет и поступила в училище. Честно говоря, не очень понимала, что такое дирижёрское отделение. Я понимала, что есть хор и у него должен быть дирижёр, концерты и так далее, но сказать, что я с детства мечтала стать дирижёром, не могу.

Слева Скрипкова Лидия Степановна[2], справа Шокарева Любовь Андреевна

Студенты дирижерско-хорового отделения

— А кем вы мечтали стать в детстве?

— Ой, ну, меня привлекала и даже сейчас привлекает приключенческая литература, детективы. Мой отец получил юридическое образование, военным был, высшую школу МВД закончил. В общем, меня привлекала юриспруденция, да.

— Интересно вас с вашим богатым чувственным внутренним миром сейчас представить следователем!

— Да, там, конечно, нужно менее эмоциональным быть.

— У вас в семье есть кто—то, кто связан с музыкой?

— Конечно. Моя сестра, Ольга Андреевна Чащина, — педагог нашего колледжа искусств. Две племянницы занимались в музыкальной школе, сын у меня учился в классе кларнета.

Ольга Андреевна Чащина, преподаватель теоретических дисциплин ХККИ с 1977 г.

— Что вас побудило получить музыкальное образование?

— Во многом это было решение семьи и, наверное, мне помог еще опыт работы массовика-затейника. У нас есть красивое здание на ул. Муравьёва-Амурского, в прошлом «Дворец пионеров». И там располагался кружок массовиков-затейников, педагогом была Августа Яковлева. Нас выпускали на детскую аудиторию, на большую детскую танцевальную площадку. Родители приводили детей, приходил баянист, и начинались танцы, а мы заводили: «Ну-ка, дети, встаньте в круг! Будем танцевать с вами «Татарочку».  Вот мы вдвоём показываем и по кругу пошли, кружимся, хлопаем!  Еще ездили в пионерские лагеря на все смены, организовывали самодеятельность, мероприятия, ходили с баянистом по отрядам, песни разучивали. Мне это в учёбе очень помогло, массовик-затейник в какой-то степени командир, который организует действие.  Страх проходил, когда выходили на площадку, где полно народу, взрослых и детей, и надо звонко крикнуть, привлечь внимание, завести, организовать процесс.

Когда я пришла на экзамен в Хабаровское училище искусств, с нами выучили песню, показали схему и проверили дирижёрский аппарат. Мы сейчас вас не проверяем, а тогда, при поступлении, мы дирижировали. И было легко представить, что предо мной массивный хор. Я не просто в потолок смотрела, руками размахивала, а представляла. И мне понравилось. Училась хорошо, в семье так было принято: взялся за дело – нужно довести до конца и основательно. Надо учиться, надо преодолевать препятствия, надо быть в числе первых, я даже мыслей не допускала, что можно лениться.

— После колледжа вы поступили во Владивосток?

— Да, я поступила во Владивосток на отделение хорового дирижирования в институт искусств, сейчас это уже Дальневосточная академия искусств.

— Кем были ваши педагоги?

— Мой первый педагог, Марк Данилович Яковлев, закончил Свердловскую консерваторию. Спустя два года после начала моего обучения он ушел в Театр музыкальной комедии дирижером симфоническго оркестра, и я стала учиться у Нины Ивановны Лычёвой, заканчивала у нее же. Она выпускница Горьковской, ныне Нижегородской, консерватории. В институте я попала к Александру Романовичу Шаванде, он окончил Ленинградское хоровое училище и консерваторию.

Марк Данилович Яковлев, преподаватель Хабаровского музыкального училища в 1960-1980-е гг.

Нина Ивановна Лычева, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Хабаровского музыкального училища в 1960-1980-е гг.

Александр Романович Шаванда, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Дальневосточного государственного института искусств с 1966  по 2020 гг.

— А как сложилась ваша жизнь после Владивостока?

— После Владивостока так сложилась жизнь, что уже семья была, я вернулась в Хабаровск и работала в педагогическом училище. Там как раз расширялось музыкальное отделение, появились две новые группы на базе одиннадцатых классов, и им требовались преподаватели. Я там двадцать пять лет проработала. Года три была куратором и педагогом, а потом мне дали хор. Это хорошая школа, я очень благодарна этому педагогическому коллективу, там проходило мое становление. Приходишь, тебе дают первый курс студентов, и все четыре года ты с ними до выпуска, потом набираешь новый коллектив.

Выпусков у меня было пять. Особенно запомнился выпуск восемьдесят пятого года, состоящий почти из одних девочек. Сейчас они взрослые, пенсионерки уже, все пошли в профессию, никто не гнался за материальными благами. Это я сейчас про то время, ведь учитель же - невысокооплачиваемая работа.

— Вы когда-нибудь работали не по профессии?

— Нет. В том возрасте я, может быть, ещё не совсем понимала, что меня ждёт и как сложится судьба, но была мотивирована на профессию. После училища надо было работать или учиться по профилю, мы готовились к тому, что будем хоры создавать или преподавать в музыкальных школах. Тогда никто даже мысли не допускал, что можно пойти в технический ВУЗ, например. Совсем не как сейчас.

Считаю, что это просто совпало с моими внутренними убеждениями. Я не предполагала, что буду учителем, что моим жизненным предназначением станет учить других. Ну, вот так сложилось, и думаю, что в этом я нашла себя.

— Вы вели хор в колледже?

— Я вела только то, что связано с госпрограммой. Когда пришла, хором управляла Нина Ивановна Лычева, потом Татьяна Леонидовна Коваленко, ей на смену пришла Ольга Викторовна Герасименко. Профессиональная работа с хором – работа очень тяжелая, ответственная и творческая.

Татьяна Леонидовна Коваленко — хормейстер мужского хора Ансамбля песни и пляски ВВО.

Я шестнадцать лет занимала руководящую должность председателя комиссии дирижирования и была куратором студенческих групп в колледже. Через это все прошли. Ольга Викторовна Герасименко была куратором очень хорошим, сейчас Татьяна Владимировна Исакова. Такая работа интересная!

Ольга Викторовна Герасименко, заведующий ПЦК «Хоровое дирижирование», преподаватель ХККИ

Татьяна Владимировна Исакова, преподаватель специальности «Хоровое дирижирование» ХККИ

Можете поделиться забавной историей из практики педагогической работы?

— Был случай, когда я работала в Педагогическом училище. Там не было хорового отделения, но готовили учителей музыки для школ и музыкальных воспитателей для детских садов. Дирижирование и хор относились к профилирующим предметам, но не были самыми главными. Брали ребят и без музыкальной школы. На занятии по хору я спрашиваю первый курс: «Что такое хор?» Поднимает руку девочка и отвечает: «Я знаю! Это «черт»!» - «Черт?». Естественно, возникает вопрос: почему?  А оказывается, она из поселка Хор, а само слово «хор», переводится с нанайского как «черт». То есть она сидит на хорклассе, но настолько далека от этого, что первые мысли связаны с посёлком.  Это и забавно, и немного грустно,  можно и с сочувствием об этом сказать.

— Расскажите о времени, когда вы учились в колледже, о нашем хоре.

— Я пришла учиться пятнадцатилетней девчонкой, жизнь у нас была другая, был большой хор, общий, на который ходили все, яблоку негде было упасть. В четверг, помню, в два часа, вся сцена была заполнена.

Хоровое пение – это наша традиция, национальная. Русские всегда любили петь. Тогда не было профессионального эстрадного направления. Большинство звезд нашей эстрады закончили вокальное или дирижерско-хоровое отделения. Поэтому все пели в единой манере, и особо не надо было никому «округлять звук» и тому подобное.

У нас работало два прекрасных хормейстера: Виктор Кузьмич Молодцов и Марк Данилович Яковлев, это мой первый педагог. Замечательно вели и крепко держали такую массу, но вот не могли вывезти хор на публику. Помню только концерт в ДК Железнодорожников, мы там выступали на сцене. А так и мероприятий больших не было.

Потом Нина Ивановна Лычёва организовала концертный хор, он был меньше составом и более мобильным, но мне запомнилась это массовое действо, когда все училище поёт от души, с желанием.

Сводный хор Хабаровского училища искусств. Руководитель Лычева Н.И. 70-е годы.

Если вспоминать, была еще и активная педагогическая концертная деятельность. Педагоги сами ставили и вели концерты. И конечно, видеть, как поёт твой преподаватель на сцене – это здорово вдохновляет!

Очень хотелось бы, чтобы и сейчас у нас были концерты, чтобы педагоги выступали, чтобы студенты слышали своих преподавателей, замечательных музыкантов.  Чтобы мы это видели и гордились.

В концертах участвовал хор, к тому времени набор был большой, десять человек набирали каждый год. Приходили петь иллюстраторы, заочники, мужская группа была больше, ребята многие после армии, голоса установившиеся. Хор считался очень сильным. Мы пели большие оперные сцены, где солистами были педагоги-вокалисты.

Недавно на 92-м году ушел из жизни Григорий Алексеевич Иванов.

Директор Хабаровского училища искусств 1970-1985 гг.

Он много лет был директором нашего училища (тогда еще не колледжа, а училища) и преподавателем вокала, и тоже очень хорошо пел.

И, конечно, у нас были праздники! Особенно славились новогодние капустники.  Их также ставили педагоги, писали сценарии, тайно репетировали в вечернее время, выгоняя всех из зала. И это было событие такого масштаба! Собирались не только наши студенты, но и приходили гости из медицинского и педагогического институтов. Уровень представления и режиссёрской работы был высоким. Такие таланты!

Педагоги не стеснялись выглядеть смешными. Я никогда не забуду, как Элеазар Самойлович Красинский (ученик Игоря Способина[3] и выпускник Московской консерватории, много лет был завучем нашего училища), Михаил Михаилович Мачнев, и еще два педагога, выступали.  Звучит «Танец маленьких лебедей», и вот эти серьезные мужчины разного роста, выходят в пачках танцевать. Это все производило огромное впечатление! Это были люди с величайшим чувством юмора!

Элеазар Самойлович Красинский, преподаватель теоретических дисциплин Хабаровского училища искусств 1951-1970 гг.

Михаил Михайлович Мачнев, преподаватель Хабаровского училища искусств в 1970-е гг.

Нина Ивановна Лычёва организовала номер, я тогда ей помогала, куратором была. Тайно готовили. Из одного мальчика сделали двойника Виктора Михайловича Иванова, в то время он был директором. А этот студент как раз и был учеником Виктора Михайловича. И это был такой сюрприз! Студенты на сцене, Нина Ивановна тоже. Идёт капустник. Заходит настоящий директор и начинает отчитывать Нину Ивановну. Все в недоумении: «Ну, зачем так на празднике?» И тут на сцене появляется двойник директора: «Это что такое, кто вы?!». И между ними начинается перепалка: «А ты кто такой?!» - «А я директор! А ты кто?». Зал сначала остолбенел, а потом был в восторге. Подобные мероприятия сближают педагогов и студентов.

Виктор Михайлович Иванов, заслуженный работник культуры РФ, директор колледжа 1985-2007 гг., преподаватель специальности «Инструменты народного оркестра»

Потом уже студенты по отделениям сами начали писать сценки, но все равно педагоги принимали в этом активное участие, не пускали на самотек. Сейчас все делают сами студенты, может быть это и хорошо, но тогда уровень был повыше.

Концертная деятельность внутри колледжа была замечательной. На наши мероприятия ходил весь город, это была как бы вторая филармония. Потому что было что послушать и посмотреть.

У нас существовала и оперная студия, но это уже не при мне. Силами Зинаиды Павловны Тютиной и Нины Ивановны Лычёвой и силами дирижерского и вокального отделений мы ставили спектакли в колледже. Брали серьезные произведения: «Аиду» Дж. Верди, и «Снегурочку» Н. Римского-Корсакова. Обязательно солисты, хор, сцена — всё было очень солидно. Вот такая масштабная работа!

Зинаида Павловна Тютина, преподаватель дирижёрско-хорового отделения Хабаровского музыкального училища1950-1960-е гг.

— Можете сказать, что вам нравится в вашей работе, профессии?

— Я много лет проработала в педагогическом колледже, прошла хорошую школу: и человеческую, и педагогическую. Там очень большой набор, по 30 человек, но ребята по уровню слабее наших в музыкальном отношении, часто без музыкальной школы, часов занятий меньше, приходилось что-то придумывать, пытаясь ответить себе на вопрос “Как я могу научить?”, объяснения делать понятными и простыми.

Поднимаясь над детьми и глядя на них с позиции «Мы – умы, а вы – увы» — ничего не добьёшься. В том колледже были замечательные педагоги, не только музыканты. Наш психолог, замечательная женщина была, говорила: «Нужно опуститься на уровень тех детей, с которыми вы занимаетесь и вместе с ними подниматься». Это и есть метод обучения.

В поисках этого я поняла, что могу научить. Некоторые творческие люди говорят: «Каждый год одно и то же – это не для меня». А мне интересен вот именно этот процесс обучения студента. Это не скучно, потому что на каждом он сказывается по-разному. Я вижу, как возникает интерес буквально с первых уроков. Не просто тактирование, а сразу звук, сразу ассоциации. Я поняла, что надо сразу выходить на профессию, чтобы у каждого жеста был свой призыв, даже без знания схем. Мне интересен момент, когда студент приходит на второй-третий урок и понимает, чем он будет заниматься, не через лекции, а через живое действо. Он понимает, что такое ручки-то дирижёрские — это жест, которым можно повелевать, управлять, просить. Так родилось мое призвание.

— Поговорим о ваших увлечениях, музыкальных предпочтениях. У вас есть любимый композитор и произведения?

 — Ну, это, безусловно, С. Рахманинов. Очень люблю его Третий концерт для фортепиано и «Всенощное бдение». Близок мне и П. Чайковский. Из западных композиторов - Дж. Верди, И. Брамс. В основном оперные произведения, там всё: и хор, и голоса.

— Вы были на балете когда-нибудь?

— Я была на нескольких балетах Дж. Баланчина[4] в Мариинском театре, но сидела близко к сцене и слышала стук пуантов. Из-за этого терялось ощущение полета. Считаю, что на записях балет смотреть и слушать гораздо приятнее.

— Какие вы предпочитаете книги и фильмы, можете рассказать, чем вы на досуге занимаетесь, если не секрет?

— Я приверженец детектива. Люблю английскую литературу, психологию. Мне очень нравится норвежский писатель Ю Несбё[5]. Некоторые из его книг экранизированы. Сейчас читаю последний роман. В его произведениях есть интрига, психология, отношения между людьми, - всё это очень интересно.

— Я знаю, что вас многое связывает с театром, расскажете?

— В свое время, будучи студентами, мы постоянно бегали через дорогу, в театр драмы, нас всегда звали на сдачу спектакля. Мы туда тропочку проложили. Училище искусств называлось так почему? Потому что в Хабаровске были музыкальное и театральное училища, потом их решили объединить. Театральные ребята, как помню, Игорь Желтоухов, Валерий Хозяйчев — артисты Хабаровского музыкального театра, учились вместе с нами.

Игорь Желтоухов, народный артист РФ, 1966-1971 гг. - актёр Хабаровского театра юного зрителя, с 1971 по 2021 гг. актёр Хабаровского музыкального театра.

Валерий Хозяйчев, народный артист РФ, актёр Хабаровского музыкального театра 1965-2018 гг.

В институте, так получилось, тоже дружили с театралами, жили на одном этаже. Мне близка театральная жизнь. Мы приходили на постановки, отчеты, сценическую речь, фехтование - всегда было это интересно. Практическая деятельность театра и хора в чём-то созвучны. Приходится студентам объяснять, как проживать какие-то вещи в пластике, в содержании жеста, в мимике, в определенной эмоциональной составляющей. Важно владеть техникой выражения своих чувств,  показывать их хору, вести в этом направлении.

— А чем еще помимо театра вы увлекаетесь, вы ходите на танцы?

— Да, мне нравится двигаться под музыку, ощущать себя в танце. Я люблю смотреть балет, фигурное катание и танцы. «Ледниковый период» иногда смотрю. Там чудеса происходят - актеры и актрисы, которые ни разу в жизни на коньках не стояли, под руководством партнера-профессионала такие вещи делают! А самое главное, там постановщик очень хороший. И это настоящее искусство. Я получаю удовольствие от просмотра и диву даюсь, как много человек может преодолеть! Это столько труда! Хаматова с  Костомаровым, Кузьмина Ольга, Ирина Пегова, Регина Тодоренко, Владислав Чепурченко... Что они делают! Такие смелые, так отыгрывают, так катаются! Блестящие пары, а ведь всего три месяца обучаются! Такие зрелищные вещи я люблю.

Слева направо: студенты специальности "Хоровое дирижирование", Любовь Андреевна Шокарева, Игорь Эдуардович Мосин (директор ХККИ)

— Чего бы вы пожелали нашим студентам-выпускникам и первокурсникам?

— Выпускникам я хочу пожелать удачи, тем более в это непростое время. Многим из вас я советую ехать поступать дальше, продолжать дело.

А первокурсникам, если только они что-то поняли за эти полгода дистанционного обучения, я желаю осознания того, что профессия трудная. Если ты поставил цель, если пришел получать специальное образование, свою специальность, профессию, то ты выбираешь своё будущее. Надо трудиться, надо себя вложить в эту профессию, вложить энергию, душу. Тогда это будет радостью, потому что ты себя преодолел, а когда появляется радость, захочется ещё. Когда не получается, отмахнёшься, отложишь – и всё на этом. Поэтому я желаю, чтобы у них было упорство, чтобы они умели пробиваться в этом мире. Иногда кажется, что всё хорошее, как манна небесная, само свалится... Но такого не бывает. Поэтому утречком встал – и в колледж! И позаниматься. И чем раньше, тем лучше. Позитивно! А если что-то получилось – обязательно похвали себя.



[1] Ныне Хабаровский краевой колледж искусств  – примеч. ред.

[2] Лидия Степановна Скрипкова возглавляла школу педагогической практики при Хабаровском училище искусств.

[3] Игорь Владимирович Спосо́бин (1900, Москва —1954) — советский музыковед, теоретик музыки и педагог. Кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории. Автор популярных учебников элементарной теории музыки, гармонии, музыкальной формы.

[4] Джордж Баланчи́н - хореограф грузинского происхождения, положивший начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству в целом.

[5] Ю Не́сбё  — норвежский писатель и музыкант.