Предназначение: о Юзефе Кадышевиче Шклявере

Говорят, по чертам лица человека можно определить его характер и даже род деятельности. Внимательно всмотритесь в портрет, помещённый в начале этого очерка. Думаю, что каждый увидит на нём изображение человека интеллектуального, честолюбивого и волевого. Губами плотно зажат мундштук кларнета и, при желании, можно даже услышать его звучание - это явно серьёзное высказывание.

Перед нами портрет заслуженного работника культуры РФ, преподавателя Хабаровского краевого колледжа искусств и ДМШ №1, артиста Дальневосточного симфонического оркестра Юзефа Кадышевича Шклявера (1932-2013).

Так случилось, что, приехав в Хабаровск, я довольно долго работала концертмейстером его в классе. Хорошо помню класс №12 в минусовом этаже училища и Юзефа Кадышевича, сидящего за столом, в очках, подправляющего трости своим ученикам, за что и был ими любовно прозван «столяром Джузеппе».

Вторая яркая картинка воспоминаний - это занятия по специальности, во время которых Юзеф Кадышевич объяснял играющему студенту, как нужно взять данную ноту или каким штрихом необходимо сыграть то или иное место. Занятия проходили интересно и с толком не только для ученика, но и для концертмейстера, и потому время урока летело незаметно. Он учил ребят всех возрастов, что называется от мала до велика. Особенно трогательно было видеть малышей, старательно пытающихся извлечь звуки из кларнета, и слегка улыбающегося и подбадривающего их Юзефа Кадышевича.

Он был учителем от природы и, воспитываясь какое-то время в детском доме, знал изнутри, как мальчишке, особенно в младшем или подростковом возрасте, необходим старший товарищ, друг, наставник, защитник. Он считал себя ответственным за своих учеников, за их будущую профессию и жизнь. Сам Юзеф Кадышевич без кларнета не мыслил жизни и хотел привить такую же любовь к инструменту и музыке своим ребятам. Он учил их не только профессии, но и выковывал характеры своих учеников, прививая им настойчивость, терпение при изучении материала, пробуждая жажду к познанию нового. В этом Юзеф Кадышевич видел своё предназначение.

- «Едешь в автобусе - перебирай в голове ноты», - учил он их. И самым страшным наказанием была угроза: «Вот посажу тебя на бирюльки...». [т.е. на незначительные, несерьёзные, произведения, пустячки – примечание автора].

Вновь поступивших иногородних ребят он подселял в общежитие к своим же старшекурсникам, чтобы те присматривали за ними. Артист Хабаровского театра музыкальной комедии (ныне Хабаровский краевой музыкальный театр), концертмейстер группы кларнетов Игорь Чевердаков вспоминал, как на другое утро после заселения в общежитие его разбудил сильный пинок по кровати. Находясь под одеялом, он с ужасом подумал - это дедовщина! Но старший товарищ скомандовал: «Всё, поехали заниматься».

Юзеф Кадышевич защищал своих питомцев и на обсуждениях. Был случай, когда на академическом концерте его ученик, сыграв пару строчек какого-то современного произведения, от волнения напрочь забыл текст. Концертмейстером в то время у Юзефа Кадышевича работал Ю.В. Никоненко, который, нисколько не смущаясь, продолжал аккомпанировать, вставляя кусочки партии кларнета. Через какое-то время студент опомнился и доиграл произведение до конца. Солист и концертмейстер с достоинством поклонились. Началось обсуждение. Один из коллег-преподавателей сказал: «Пьеса какая-то лёгкая, очень мало нот в партии кларнета». На что Юзеф Кадышевич многозначительно ответил: «Пьеса действительно короткая, но очень ёмкая». И студент получил зачёт.

Воспитанники Ю.К. Шклявера навсегда остались верны своей профессии. Судьбы их сложились, конечно, по-разному. Кто-то живёт за границей (Израиль, Германия), кто-то работает в музыкальных школах, училищах края, кто-то играет в симфонических оркестрах России, эстрадных ансамблях, военных оркестрах, в Хабаровском краевом музыкальном театре. Но объединяет их отношение и заинтересованность в профессии, заложенные Юзефом Кадышевичем. О своём инструменте они могут говорить часами и взахлёб. Они знают родословную кларнета, все существующие кларнетные школы, все фирмы, производящие инструмент, и даже отдельных мастеров прошлого и нынешнего времени, в том числе и за рубежом. Знают всё о мундшуках и тростях. Это своего рода профессиональное кларнетное сообщество, где у каждого один предмет любви - кларнет, и где каждый хорошо понимает другого. Вместе им никогда не бывает скучно.

Сам Юзеф Кадышевич прекрасно владел инструментом и часто выступал как в камерных ансамблях, так и в качестве солиста. Мне довелось играть с ним «Еврейскую увертюру» С. Прокофьева, осуществлять записи на радио и телевидении, выступать в концертах камерной музыки. В начале 2000-х гг. наше с ним исполнение сонаты Ф. Данци в музыкальном училище было последним выступлением Юзефа Кадышевича. Годы брали своё. Труднее становилось с дыханием. Запись этого выступления до сих пор хранится у меня.

Незадолго до смерти его мальчики - Стас Никоненко и Сергей Пономарёв, теперь уже зрелые музыканты, сразу после концерта, прошедшего в Хабаровской краевой филармонии и посвящённого юбилею учителя, встретились с Юзефом Кадышевичем на прудах Уссурийского бульвара.  В тот вечер дул сильный ветер, солнце уже скрылось, и было очень холодно. Но они сидели на скамейке и всё говорили и говорили... обо всём: о том, что делается в колледже, что они играют (попутно Юзеф Кадышевич давал советы как преодолеть трудности в этих произведениях), какие новые записи они услышали, и кто из исполнителей их удивил. Ему было интересно всё, он не хотел уходить...

Я иду по коридору духового отделения, заглядываю в класс, где большую часть своей жизни провёл Юзеф Кадышевич, и мысленно вижу на стене портрет этого человека - Учителя с большой буквы, подбадривающего, наставляющего и вдохновляющего молодых музыкантов на серьёзное и уважительное отношение к делу, которому они пришли учиться.

Заслуженный работник культуры РФ,

преподаватель специального фортепиано ХККИ

Шальтис М.Ф.