Создание ситуации успеха на уроке - инновационный подход в обучении учащихся

Создание ситуации успеха на уроке - инновационный подход в обучении учащихся

Г.В.Горская, Л.В.Сираева, ДМШ №6 Советского р-на, г. Казань

 В сборнике методических разработок струнно-смычкового отдела ДМШ №6 представлены три работы: «12 занятий по классу ансамбля с начинающими скрипачами», «10 занятий с начинающим учеником-скрипачом по общему фортепиано на музыкальном материале, изученном на занятиях по специальности», «Современный подход к проблеме формирования навыков в игре на скрипке».

На протяжении нескольких лет на струнно-смычковом отделении целенаправленно разрабатывается блок занятий с начинающими скрипачами по всему спектру предметов музыкальной школы, развивающих исполнительские навыки. Методы развития музыкальных способностей, воспитания музыкального вкуса, привития интереса к музыкальному исполнительству, предложенные в данных методических разработках, можно использовать на любом уроке в ДМШ. Эти методы аппелируют к творческому началу детей, вовлекают их в различные музыкально-познавательные игры. В процессе занятий, предложенных в данных разработках, вырабатывается стойкий интерес к музицированию, как соло, так и в ансамбле. В непринужденной обстановке игры дети приобретают навыки исполнения на инструменте, а в классе ансамбля учатся «включаться» в общее звучание. Удобство данных разработок в том, что в них расписаны поурочно начальные этапы обучения в классе скрипки, скрипичного ансамбля и общего фортепиано. Игровая форма, которая доминирует на занятиях, рассчитана на детей 6-7-летнего возраста. Сказочные образы помогают маленьким ученикам легко и непринужденно выполнить музыкально-исполнительские задачи, которые ставятся перед ними на уроках. Важность этих разработок заключается в предоставлении педагогам музыкальных школ возможности успешного проведения занятий как со способными, так и с менее одаренными детьми.

Образование сегодня - не столько приобретение знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей. Особенно злободневной является проблема воспитания чувств, так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития нравственного сознания от роста знаний. Еще К.Д.Ушинский предупреждал, что общество, преимущественно заботящееся об образовании ума, совершает "большой промах", ибо человек "более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает". Выдающиеся педагоги прошлого считали, что музыка – это могучий стимулятор мысли, без него невозможно полноценное развитие ребенка.

Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципу доступности, массовости обучения, коллектив преподавателей Детской музыкальной школы развивает творческие способности детей разной степени одаренности, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная задача состоит в музыкально-педагогическом приобщении каждого из учащихся к богатым музыкальным традициям и к тем из новых музыкальных идей, которые исключают пошлость, цинизм, безграмотность. Важную роль в этом играют коллективные виды творчества: коллективное музицирование; ансамблевое, хоровое пение; индивидуальный подход к обучению игре на разных инструментах. Совместные концерты учащихся и преподавателей формируют духовный мир детей, стремление к добру, красоте, человечности.

ДМШ №6 много лет работает в направлении создания условий для успешности, максимального развития личности ребенка с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе, личной жизни. Главный смысл деятельности педагога школы состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Мы полагаем, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех – это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других школьников и т.д.). Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка. Если школьник не имеет успеха в различных видах деятельности, в общении со сверстниками, в разрешении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то у него могут возникнуть проблемы при вхождении во взрослую жизнь. Следовательно, необходимым условием развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе. Опыт, среда дополнительного образования могут, на наш взгляд, создать условия для развития и формирования потребностей и способностей каждого школьника, что позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность, которая является значимой для ребенка и педагога.

Показателем эффективности работы отдела скрипачей служит конечный результат - это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат. Наряду с академическими выступлениями наши дети принимают активное участие на фестивалях, конкурсах, общешкольных и классных концертах для родителей, где дается возможность выступить абсолютно всем детям независимо от их музыкальных способностей. Всё это способствует оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению рамок репертуара юных исполнителей.

Важнейший принцип организации учебного процесса - уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Требовательность является своеобразной мерой уважения личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, её воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективна, целесообразна, продиктована потребностями учебного процесса, задачами всестороннего развития личности.

В практической работе преподаватели отдела скрипачей делают требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, что нецелесообразно требовать выполнение тех или иных задач в категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы справедливой она ни была, не принесёт пользы, если она не рассчитана на определённый уровень развития личности ученика. Ребенку, как и взрослому, необходимо время от времени «обеспечить успех», который будет стимулировать его к дальнейшей деятельности.

Основные первоначальные усилия педагога направлены на создание доброжелательной окружающей среды, в которой ребенок освобождается от соревновательного стресса с другими учениками, от отрицательной критики и сарказма, что помогает юному скрипачу достичь высшего уровня исполнения в пределах своих способностей. Через игровую форму дети приучаются получать удовольствие, работая старательно, как обычно бывает, когда они делают что-то с большим желанием; тем самым воспитывается внутренняя дисциплина.

Одновременно с этюдами, гаммами и трудными пьесами, которые способствуют усвоению различных навыков, мы задаём так же и лёгкие пьески, которыми ученик свободно и легко овладевает, что укрепляет уверенность в своих силах, вызывает желание работать и воспитывает у учеников с самого начала целеустремлённость, привычку добиваться намеченной цели и приучает преодолевать трудности.

Мы преследуем цель - сделать музыку достоянием не только одаренных детей, но и тех, кто ей обучается. Слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» - можно поставить эпиграфом к нашей работе. Выявляя в ученике положительные качества, мы как бы предвосхищаем процесс становления и возвышения личности. Если ученик добивается успеха в преодолении трудностей, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нём укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти успехи усиливаются, если их замечают и отмечают педагоги и коллектив сверстников.

Наши дети кроме индивидуальных занятий, посещают и ансамблевые, которые дают возможность воздействия педагога на ученика, доступного при коллективных занятиях, где сила коллектива активно сказывается через соревнование, оценку достижений учеников своими товарищами. Чтобы звучание скрипичного ансамбля при исполнении двухголосных произведений было качественным во всех голосах, мы распределяем учеников таким образом, чтобы в каждом голосе было равное количество продвинутых учеников и более слабых. Кроме того, такое распределение имеет и психологическое значение, т.к. оно исключает у исполнителя вторых голосов чувство неравенства по отношению к играющему партию первого голоса.

Скрипичному ансамблю необходим хороший ведущий (концертмейстер), который во время выступлений на концертах будет осуществлять творческое руководство ансамблем: поклон, одновременный подъем инструментов, начало и завершение игры и т.д. Поэтому мы выбираем одного из лучших учеников, обладающего хорошим чувством ритма и умеющего уверенно показать все вступления. Во время репетиционных работ роль ведущего выполняют несколько учеников по очереди. Такой подход пробуждает у ученика стремление к лучшему исполнению своей партии, даёт возможность почувствовать себя личностью, лидером.

Одним из главных принципов современной методики преподавания является недопустимость психологического давления на ученика. «В педагогике не должно быть насилия» (В.Б.Болдырев). С точки зрения преподавания - авторитарный подход неприемлем. Наши преподаватели стараются сохранить у детей желание учиться, стараются наладить психологический контакт с учащимися.

Обучение ребенка не должно быть принудительным, иначе оно не эффективно и мешает гармоничному развитию личности, поэтому очень важно добиться, чтобы желание работать старательно исходило от самого ребенка. Целью каждого урока должно быть познание музыки через исполнение на инструменте. Мы стараемся, чтобы между педагогом и учеником не было дистанции, т.к. настоящая продуктивная работа возможна лишь тогда, когда существует взаимное уважение друг к другу.

В своей практике мы применяем такие методы обучения, которые соответствуют возрасту, интересам, способностям и характеру определённого ученика. Управление деятельностью учащихся требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуации ожидания завтрашней радости. Осознание ребёнком своего успеха в игре на музыкальном инструменте и ожидание перспектив его развития являются могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей.

Таковы основные идеи и принципы педагогики успеха, которыми мы руководствуемся для совершенствования воспитательно-образовательного процесса нашей школы и достижения ее основных целей и задач.